С 31 августа по 3 сентября 2021 года в Барселоне состоялась 15-я конференция Европейской социологической ассоциации (ESA) «Социологические знания для альтернативного будущего» (Sociological Knowledges for Alternative Futures). Мероприятие проходило в онлайн-формате и объединило 3921 участника из 74 стран.
Открыли конференцию Алондра Нельсон, заместитель директора по науке и общественным процессам в управлении по научно-технической политике Белого дома, и Федерико Майор Сарагоса, президент Фонда культуры мира (с 1987 по 1999 гг. генеральный директор ЮНЕСКО). Спикеры представили доклад «Видение альтернативных вариантов будущего», в котором определили рамки дальнейших дискуссий.
Насыщенная научная программа включала разнообразные форматы: пленарные доклады, полупленарные сессии, секции, научные стримы и другие. Социологи из разных стран обсуждали острые вопросы современности, в том числе изменения, произошедшие под влиянием пандемии COVID-19:
- будущее, альтернативное неолиберализму;
- гендерное равенство в эпоху постпандемии COVID-19;
- влияние социологии на гуманитарные науки и общество;
- изменения публичных пространств под влиянием пандемии COVID-19;
- радикальные движения и политический активизм в контексте дискуссий о гендере;
- расширение формата удаленной работы и рост неравенства при переходе на дистанционное образование как следствия пандемии COVID-19;
- современное искусство и его экономика в период кризисов;
- взаимное влияние религиозных и экологических движений — и другие.
ESA объединяет 37 исследовательских сетей — Research Networks (RNs). В рамках секции исследовательской сети «Социология образования» совместный доклад представили Елена Нехорошева, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Екатерина Енчикова, эксперт Центра исследований и интервенций в образовании Университета Порту (Португалия). Исследователи, объединенные в тематическую сеть «Социология образования» (RN10), сосредоточили свое внимание на изменениях, происходящих в сфере образовательных практик на всех ее уровнях, — от глобального анализа до повседневности.
Исследование Елены Нехорошевой и Екатерины Енчиковой «Из дома в школу и обратно: ежедневые передвижения школьников до и после пандемии Covid-19» (From home to school and back home: daily children mobility before and during the COVID-19 pandemic) было посвящено изменениям в повседневных практиках посещения школы детьми, рассмотрены их причины и последствия. Прогнозы докладчиков были созвучны выводам их коллег из других стран, также принимавших участие в работе секции.
Программу конференции можно посмотреть по ссылке.