Top.Mail.Ru

РИА Новости: как учиться в городе и у города

Жизнь в мегаполисах стремительно меняется. Они предоставляют все больше возможностей для развития и образования каждому жителю. Как городская инфраструктура может стать частью образовательной среды и насколько полноценно её используют, рассказали журналистам РИА Новости специалисты Московского городского педагогического университета.

«Городская среда» всегда была предметом изучения урбанистики, экономики, социологии, антропологии и других наук. Однако в настоящее время все более востребованными становятся направления ее исследования, связанные с образованием.

В начале 2021 года сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ провели исследование, где оценили посещение педагогами и школьниками различных городских объектов в образовательных целях.

В ходе исследования стало понятно, что набор мест, куда регулярно ходят учителя со своими подопечными, и в которые активно рекомендуют ходить коллегам, достаточно ограничен. Опрошенные педагоги выбирают в основном известные и «раскрученные» заведения. Так, из более чем 400 музеев Москвы респонденты назвали только 47, т. е. около 10% возможных. Касаемо московских театров, результаты оказались еще более скромными. Из более чем 200 театров было названо менее 10%.

В целом же, рассказывая о своих предпочтениях, учителя перечислили 185 объектов города Москвы. Среди них были музеи, театры, парки, фабрики и другие. Чаще всего упоминались Государственный музей-заповедник «Царицыно» (58 раз), Музей-заповедник «Коломенское» (40 раз). Среди естественно-научных музеев на первом месте оказался Дарвиновский музей (назван 19 раз). Достаточно хорошо известны учителям Музей космонавтики (16 упоминаний) и Музей Великой Отечественной войны (15 упоминаний).

В отличие от учителей, в вопросе выбора образовательного досуга для своих детей, родители предпочли парки, спортивные секции и клубы. По данным исследования МГПУ, их посещают по несколько раз в месяц более половины ответивших.

Если говорить об учреждениях культуры, то тут родители в большинстве случаев выбирают музеи. Их посещают два и более раз в год 80% ответивших. На втором месте в списке предпочтений расположились театры. Два и более раз в год их посещают 68% ответивших родителей.

Среди городских объектов, куда родители ходят с детьми в образовательных целях, были также названы городские лагеря, зоопарк, фестивали, квесты, прогулки с биологами и вообще прогулки по городу. Наиболее запоминающимися образовательными событиями родители назвали мастер-классы, экскурсии, лагеря и спектакли. Любопытно, но оказалось, что реже всего родители с детьми выбирают посещение домов творчества и библиотек. Вариант «никогда не посещаем» выбрали 44% и 30% опрошенных соответственно.

По мнению специалистов МГПУ, и детям, и родителям, и педагогам не нужно ограничивать себя только признанными местами досуга и образования. Любой городской объект может стать образовательным, если к процессу подойти творчески, побуждая к любознательности, задавая вопросы себе и окружающему миру.

Сейчас в Москве идет активная реконструкция парковых зон в жилых районах, не обошел этот процесс и мой район. На информационном плакате о ремонте было заявлено, что будет отремонтировано 4 голубятни. «Неужели у нас в микрорайоне столько голубятен?» — удивилась я. Исследовательская прогулка показала, что все голубятни, знакомые мне с детства, живы, «работают» и радуют жителей. Так рождается исследовательский интерес, вопросы, порождающие поиск и анализ информации.

Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Как отметила исследователь, такая деятельность для нее привычна, но для школьника интерес к городскому пространству может и должен стать образовательным ресурсом. Именно этому и обязана способствовать исследовательская работа МГПУ.

Мы учим задавать вопросы к городскому пространству таким образом, чтобы буквально любой объект мог стать образовательным ресурсом. Учим этому педагогов московских школ на курсах повышения квалификации и в рамках обучения на программе магистерской подготовки «Педагог-исследователь городской среды». Стараемся внедрить такой подход в работу школьных учителей, вузовских преподавателей, музейных педагогов, библиотекарей, работающих с детьми, встречаясь с ними на Школе образовательной урбанистики.

Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Важность такого взаимодействия отмечают и в музеях. Как объяснили представители Музея космонавтики, они имеют большой совместный опыт в части разработки и реализации музейно-образовательных проектов. По их словам, методики и практики Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ помогают специалистам музея грамотно подойти к изучению образовательного запроса от школы, выстраиванию эффективной коммуникации с участниками образовательного процесса, разработке и реализации музейно-образовательных проектов, а также оценке их эффективности.

Музеи и школы сегодня являются надёжными партнёрами, успешно реализующими различные образовательные программы. Но для эффективного взаимодействия таких институтов необходимо присутствие еще одного участника — высшего учебного заведения, способного выступить экспертом, опытным исследователем и специалистом.

Альфред Вардазарян, заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики в Москве.

Как утверждают сотрудники МГПУ, их исследовательская работа не имеет прямого воздействия на городское пространство, объекты или горожан, но уже сейчас заметно, как идеи прорастают в работе коллег, как создаваемое профессиональное сообщество поддерживает друг друга и развивает свой потенциал.

Смотреть лонгрид на сайте РИА Новости


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»