Как оставаться востребованным специалистом всю жизнь? Как понять, чему учиться, чтобы быть незаменимым сотрудником, обладающим всеми необходимыми знаниями и умениями? В условиях неопределенности будущего и быстро меняющегося рынка труда эти вопросы волнуют не только молодежь, но и людей, имеющих немалый опыт работы.
Чтобы проанализировать персональную траекторию развития, а также рассчитать профессиональное и личное будущее, сотрудники Лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ разработали специальный инструмент — форсайт-сторителлинг. Его преимущество заключается в том, что он подразумевает не конкретную постановку целей для достижения, а поиск ценностей в будущем, к которым личность стремится. Это позволяет создать картину изменяющегося, «гибкого» будущего, придает осмысленность конкретным действиям.
«Для увеличения устойчивости в пандемию или лучшего проектирования своих учебных и карьерных перспектив участникам нужны не новые знания и навыки, а лучшее понимание своих ресурсов и особенностей», — прокомментировала заведующая лабораторией Елена Нехорошева.
Работа по применению персонального форсайт-сторителлинга строится в несколько этапов:
- «нулевой» этап — формулировка исходной цели;
- первый этап — оценка текущих возможностей и вариантов развития событий;
- второй этап — определение личностных ценностей и персональных стремлений;
- третий этап — соотнесение всех имеющихся возможностей и вариантов развития событий со своей внутренней задачей и ценностями;
- четвертый этап предполагает конкретизацию картины будущего и делится на две части. Первая — соотнесение персональной позиции с жизнью: «Могу ли я в этом варианте будущего найти свое место в обществе? Вовлечен ли я в значимые взаимосвязи, виды деятельности?». Вторая часть — перепроверка выбранной траектории на предмет этичности и реалистичности временных рамок: «Не ущемляет ли моя стратегия развития интересы других людей? Какой период времени охватывает данная стратегия, когда ее можно считать исполненной?».
Таким образом, применяя предложенный метод, человек получает возможность увидеть новые возможности, которые бы остались незамеченными при традиционных методах планирования будущего. Это особенно важно учитывать при проведении профориентационной работы со школьниками. Кроме того, форсайт-сторителлинг может быть полезен при прогнозировании новых профессий и организации новых направлений образования. Подробнее о разработанном экспертами МГПУ инструменте читайте здесь.
Источник: РИА Новости