Top.Mail.Ru

Городской университет: как создать репутацию и попасть в QS

Как городскому вузу стать частью федеральной и глобальной повестки? Почему при этом важно не потерять связь с жизнью мегаполиса? Читайте интервью, которое дал РИА Новости проректор по развитию МГПУ Кирилла Баранникова.
— Недавно МГПУ впервые вошел в один из главных мировых рейтингов университетов QS. Чем вы сами объясняете тот факт, что городской вуз стал заметен в глобальной повестке?
— Мы действительно впервые вошли в мировой рейтинг QS. Формально это связано с тем, что растет репутация университета, увеличивается число публикаций в Scopus, развивается международное направление. Но за этими процессами стоит и содержательная трансформация университета. МГПУ последние несколько лет последовательно создает и развивает модель «городского университета».
— Что это значит?
— «Городской университет» не только находится в ведомстве города, но и буквально встроен в жизнь горожан. Это выражается и в участии в городских мегапроектах («Московская электронная школа», «Московское долголетие» и пр.), и в исследованиях городской среды, и в широкой линейке образовательных программ и событий для москвичей.
— Вы отвечаете за стратегическое развитие университета. Назовите три основных вектора этого развития. Как расставлены приоритеты?
— Новая стратегия развития университета — это проектная и командная работа. Если раньше основой была централизованная система показателей, то теперь мы опираемся на распределенную сеть проектов. Каждый из проектов строит своя межинститутская команда. В этом контексте нельзя выделить три приоритета. Стратегия — целая экосистема разных векторов движения: liberal arts модель в бакалавриате, стартапы студентов, цифровой кампус, инсталляция исследовательского протокола, хаб программ дополнительного образования, институт цифрового образования, студенческие сообщества и пр. — всего 11 проектов. При этом, стратегия — живой документ, входящие в него проекты будут дополняться.
— МГПУ — педагогический вуз, у которого много проектов для школы. Как вы можете сформулировать смысл содержания российского школьного образования в данный момент? Как это учитывается в стратегии университета?
— Главный вызов содержания школьного образования в России — поиск баланса. С момента появления первых идей массовых школ, а это было еще более двух столетий назад, содержание образования находится в противоборстве многих сил. Борьбу ведут знаниевый и компетентностный подход, централизация и автономия, традиционная и деятельностная модели. Этот ряд можно продолжать и продолжать. Такое противостояние происходит во многих странах по всему миру. Конкурентные преимущества конкретных национальных образовательных систем определяются тем, как они балансируют свои системы регулирования содержания образования. В этом плане для нас как для университета, готовящего учителей, очень важно научить выпускников критически подходить к своей деятельности и окружающей их реальности. Именно так они смогут самоопределиться по многим развилкам, с которыми им предстоит встретиться в своей каждодневной практике. Отсюда вытекает стратегическая линия на развитие не только педагогических, но и гуманитарных компетентностей.
— МГПУ подает заявку на участие в Программе «Приоритет-2030». Напомним, что в этом проекте примут участие более 100 прогрессивных вузов, и каждый из них будет ежегодно получать базовый грант размером в 100 млн рублей. На что университет планирует потратить эти деньги?
— «Приоритет-2030», пожалуй, одно из самых ярких событий в жизни университетов в 2021 году. Уже сейчас понятно, что конкуренция за гранты будет высокой. Поэтому мы очень активно готовились к подаче заявки на участие. Было много обсуждений и споров о программе развития. В структуре этой программы три больших блока. Первый — это то, как университет в ближайшее 10 лет будет перестраивать свои базовые внутренние процессы: образование, исследования, молодежную, кампусную, цифровую и другие политики. Для нас здесь основным ориентиром становится создание среды, обеспечивающей самоопределение и широкий спектр возможностей для студентов. Второй блок программы — стратегические проекты, инициативы и наработки, которые могут быть транслированы во вне. Сюда входят и исследования в области цифровой дидактики, и создание городских социогуманитарных практик, и проектирование новых моделей и механизмов оценивания. Третий блок — создание консорциума, в котором мы совместно с ведущими цифровыми корпорациями будем создавать методологию цифрового образования.


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»