Top.Mail.Ru

Качество дошкольного образования: как и чем измерять?

Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, дала интервью Центру образовательных инноваций «ШАГ». Оно касалось качества дошкольного образования: в чем оно заключается и как его измерить? Как узнать, что конкретные условия действительно связаны с важными параметрами детского развития? Есть ли инструмент, способный дать комплексную оценку качества образования в дошкольных образовательных учреждениях? Для чего нужны шкалы ECERS и как с ними работать? Эксперт подробно ответила на эти и другие вопросы.

«Качество образования нельзя считать устоявшимся понятием, — утверждает эксперт, — скорее, это общественный договор о том, что мы принимаем за качество образования. Специфика дошкольного образования заключается в том, что детские результаты не могут выступать показателем качества и, соответственно, быть основой для принятия административных решений. Это связано с тем, что влияние детского сада на достижения ребенка „конкурирует“ с влиянием семьи. При этом семья, как важный ресурс взросления ребенка, может как способствовать развитию, так и тормозить его».

Результаты международных лонгитюдных исследований показывают наличие позитивных эффектов от качественного дошкольного образования не только на протяжении школьной жизни ребенка, но и до зрелого возраста. «Лонгитюдные исследования (американское под руководством Джеймса Хекмана и британское во главе с Кэти Сильва) показывают, что качество образовательного процесса в дошкольной группе играет роль в развитии ребенка, но становится особенно значимым, если семья входит в группу риска, и у ребенка по каким-то причинам недостаточно возможностей для развития. Если семья хорошо справляется с воспитательной и образовательной функциями, то значимость образовательной среды для дошкольников несколько снижается, но не пропадает вовсе», — рассказывает Татьяна Ле-ван.

Если дошкольное образование столь важно, то как оценить его качество? Традиционные структурные компоненты (возраст и стаж педагогов, материальное оснащение, программы, по которым работает ДОУ и пр.) слишком формальны и не дают объективного представления о возможности, которые получает ребенок. Иной подход заключается в оценке параметров образовательной среды — социальной ситуации развития ребенка. Многочисленные исследования показывают, что лучше на ребенка влияет образовательная среда, построенная по принципу его активности в выборе содержания образования, участия в принятии решений, а также развивающее взаимодействие взрослых с детьми, стимулирующее мыслительный процесс, наличие продуктов детской деятельности в пространстве, где дети находятся значительную часть дня (художественная деятельность, навигация, правила).

Какими же инструментами оценить условия образовательного процесса в детском саду? Так, 2014 году, в России появились шкалы ECERS, которые давали возможность комплексно оценить качество дошкольного образования. Сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ занималась их апробацией. Этот инструмент позволяет педагогам по-новому взглянуть на свою работу, полагает Татьяна Ле-ван. «Самое важное, на мой взгляд, — это осмысленность, когда педагоги работают в проектном формате и превращают проблемы, с которыми сталкиваются, в задачи. Проектный подход позволяет педагогам включаться в процесс, работать с интересом и как можно дольше не выгорать», — говорит эксперт.

Полный текст интервью читайте на сайте центра по ссылке.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»