Top.Mail.Ru

Как изменения в культуре детства отражаются в детской литературе?

22−24 июня 2021 года состоялся Конгресс Международной ассоциации гуманитариев. Конгресс был посвящен гуманитарным и смежным социальным наукам как интеллектуальным практикам, фундаментально интегрированным в культуру.

22 июня в рамках Конгресса на секции «Трансформации в детской литературе как отражение изменений в культуре детства» выступили сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова и Ксения Киктева.

Дискуссионная панель была посвящена обсуждению влияния актуальной проблематики современной культуры детства на литературный процесс и на детское книгоиздание. Участники дискуссии обратились к явлениям, которые видоизменяют практики детского чтения в семье, в образовательных учреждениях, а также практики самостоятельного чтения для удовольствия.

Предметом обсуждения в рамках панели стали:

  • табу в детской литературе и образовании;
  • институт детской терапии и его влияние на детское и семейное чтение;
  • литература для молодых взрослых как платформа для межпоколенческого диалога;
  • модернизация детской литературной классики как следствие развития медийной субкультуры детства.

В своем докладе «Как современная детская литература преобразует культуру педагогических отношений» Екатерина Асонова рассказала об опыте преподавания курса детской литературы в педагогическом колледже. По ее словам, этот опыт позволяет судить о том, какие траектории формирования культуры взаимодействия педагога с ребенком существуют в среде молодых. После представленного описания складывающихся у молодых людей моделей культурных практик взаимодействия с детьми посредством детской литературы участники секции обсудили основные особенности конкретного проявления этих моделей, в частности, в творческих работах студентов по завершению курса. Обсуждалось также то, как на этот процесс могут повлиять различные педагогические приемы, используемые при работе со студентами колледжа.

В докладе Ксении Киктевой «Литература young adult как поле для диалога молодежи и взрослых» речь шла о возможностях для представителей разных поколений достигать взаимопонимания, опираясь на прочитанные книги категории young adult, адресованные и интересные представителям разных поколений. Был рассмотрен сам феномен литературы young adult и затем на примере антиутопий освещены некоторые темы, на основе которых может быть выстроен диалог между поколениями. Этими темами стали тема испытаний и экзаменов и тема принятия/непринятия собственной внешности. Затем Ксения Сергеевна предложила варианты построения подобного диалога через неформальные обсуждения прочитанного и через встраивание текстов произведений в изучение различных школьных предметов: иностранного языка, истории, литературы. После выступления участники секции обсудили возможности сохранения интереса к произведениям в случае их включения в число «обязательных» для изучения, а также образовательный потенциал фильмов и мультфильмов, создаваемых на основе книг.

Ознакомиться с программой Конгресса можно по ссылке.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»