Известно, что неслышащий ребенок испытывает колоссальные трудности из-за речевой депривации. Не воспринимая звучащую речь на слух, страдает его как внешняя, так и внутренняя речь. Успешная ранняя помощь и дошкольное воспитание в целом подготавливают его к школе, однако объем лексического словаря глухого ребенка максимально приближается к тысячи слов, то есть, в 5 раз меньше словаря нормативно развивающегося сверстника.
Речевые недочеты, аграмматизмы нивелируются неслышащего человека все его непрерывное образование. Внутренняя речь ребенка, а значит и словесно-логическое мышление страдает в большей мере. Мы считаем, что именно математика может стать для него фундаментом логического мышления.
Поэтому проектируя линию учебно-методического комплекта, мы выстроили в нем:
- систему пропедевтических заданий и упражнений, математических поручений, учитывающую общие закономерности и специфические особенности познавательного развития глухих детей;
- через систему заданий и упражнений реализованы общеобразовательные и коррекционно-развивающие задачи (развитие речи, слухового восприятия, словесно-логического мышления и др.);
- учебный материал включает задания предметно-практического, организационного и игрового характера на выполнение пропедевтических математических действий;
- формирование жизненных компетенций обучающихся
Данная линия учебников получила гриф: Допущено Министерством Просвещения Российской Федерации в 2021 году
- Математика 1дополнительный класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы//М.: Просвещение, 2021, -111с.;
- Математика 1 класс: учебник для общеобразовательной организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы//М.: Просвещение, 2021, -128с.
Учебники обеспечивают реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы по предмету «Математика» в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебник 1 дополнительного класса включает такие разделы, как «Дочисловой период», «Числа от 1 до 5», «Числа от 6 до 10. Число 0», «Числа от 0 до 10».
При изучении чисел дети учатся писать цифры в одну клетку. В учебнике даны образцы записи цифр. Сигнальные карты, расположенные около заданий, помогают обучающимся ориентироваться в тексте учебника. Задания, около которых стоят сигнальные карты «Пиши в тетради» и «Рисуй в тетради», и аналогичные им выполняются обучающимися в школьных тетрадях.
Учебник 1 класса включает систему заданий и упражнений учебника построена по принципу от простого к сложному и имеет практическую направленность. Содержание включает такие разделы, как «Числа от 0 до 10. Повторение», «Числа от 11 до 20», «Сложение и вычитание до 20», «Числа от 21 до 100», «Сложение и вычитание до 100».
Основное внимание уделено работе над арифметической задачей, табличному сложению и вычитанию. Обучающиеся познакомятся с понятиями «отрезок», «сантиметр», «дециметр», научатся находить неизвестное и решать простые уравнения. Сигнальные карты, расположенные около заданий, помогают учащимся наглядно ориентироваться в тексте учебника. Задания, около которых стоят сигнальные карты «Пиши в тетради», «Рисуй в тетради», и аналогичные им, выполняются обучающимися в школьных тетрадях.
Формирование развернутой инициативной речи с использованием математической терминологии учит глухого ребенка логике вычислительной деятельности, решению задач и примеров, дисциплинирует ум, способствует формированию словесно-логического мышления.
Педагогическая технология учителя — сурдопедагога, использующего предложенную нами линию УМК, позволяет научить его приемам рациональных математических действий, в какой-то мере лаконичная менее много словная математика должна быть доступна неслышащему ребенку своей непосредственной радостью преобразования вычисления в Царстве Чисел у Королевы Математики.