Удлинение календарных сроков детства — историческая закономерность. Чем сложнее устройство человеческого мира, тем труднее подрастающим поколениями найти смысловой ключик для того, чтобы войти в него. А универсальной отмычки не существует.
Тем более, если речь идет о современном мире, взрослые граждане которого сами не владеют рецептами взрослой жизни в нем и не могут предложить их подрастающим поколениям. В таких условиях детство не только удлиняется, но и наполняется духом поиска в ситуации типа «Поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Как и взрослость. Детей и взрослых сегодня сближает разве что положение сказочного Андрея-стрелка. А поиск требует времени и усилий. И может привести к тому, что внешне выглядит как «застревание в детстве» — в качестве побочного следствия. Хотя спектр последствий значительно разнообразнее.
«Они ничего не соображают до 30 лет, они все дети» — утверждает Владимир Жириновский и предлагает на законодательном уровне продлить детство до этого возраста, когда они, перешагнув заветный порог тридцатилетия, начнут «соображать». Но жизнь-то учит, что годы очень часто не приносят человеку «бонуса» в виде мудрости, а порой и элементарного ума.
И все же, факт — возрастные границы плывут. И, кстати, не всегда в направлении расширения. Достаточно превратить жизнь дошкольника в подготовку к школе, — а это массовое явление, — и нормальное детство будет урезано.
Детства пластично, но оно не резиновое. И нужно не тянуть резину, а попытаться наполнить не только детство — каждый возрастной период особым содержанием, в котором дети, подростки, молодые и зрелые люди, смогут найти себя с учетом реалий современности, которая пребывает в режиме постоянных, порой неожиданных и парадоксальных трансформаций.
Тут возникает масса проблем — социальных, экономических, организационных, психологических, педагогических, юридических, биомедицинских, других, которые не решаются на политическом и административном уровне без научной разведки и проработки. Сообща — всем семейством дисциплин, так или иначе затрагивающих тематику детства.
Об этом — в программе «В центре событий» на канале ТВЦ, в сюжете, который подготовил Денис Большаков. А поможет ему в этом Кудрявцев Владимир, доктор психологических наук, ведущий сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института среднего специального образования им. К.Д.Ушинского и профессор Московского городского педагогического университета.
Эфир на канале ТВЦ — сегодня, 11 июня, начало — в 22.00.