Top.Mail.Ru

Итоги семинара: какова роль взрослого в игре ребенка?

18 мая 2021 года прошел второй международный семинар МГПУ по проблемам развития детской игры «Проблемы исследования и развития игры». Участие в мероприятии приняли исследователи из Нидерландов, Швеции и России.

Элли Сингер (Нидерланды) выступила с докладом, посвященным игре и обучению, проблематизировала роль взрослого и предложила участникам обсудить видео-кейсы и кейсы-иллюстрации игры по следующим вопросам:

  • С какими трудностями сталкивается взрослый, пытаясь понять детскую игру?
  • Чему дети учатся в совместной игре и какова в ней роль взрослого?
  • Какова роль «серьезных» видов деятельности и детского участия в них?

Элли Сингер подчеркнула, что в работе с маленькими детьми взрослые часто неверно интерпретируют воображаемый мир детской игры и подменяют детские смыслы своими. Именно по этой причине, желая обогатить детскую игру, взрослые часто разрушают ее. Затем Элли Сингер спросила участников, насколько часто это встречается в их практике и какие пути решения этой проблемы они видят?

Участники семинара отметили, что такая подмена действительно очень часто происходит. Екатерина Трифонова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, подчеркнула, что в игре видимое поле общее, а смысловое — у каждого свое. Поэтому взрослый должен быть в контексте игры ребенка, а не вторгаться в игру со стороны, именно это позволит ему уловить детский смысл. Взрослому важно замечать увлеченность детей и мягко расширять представления ребенка, не настаивая и не навязывая какого-либо содержания. Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, добавила, что избежать такой подмены поможет наблюдение и фокус на эмоциях играющего ребенка. По мнению Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, важно также задуматься о развитии самих взрослых: помочь им децентрироваться, увидеть ситуацию с точки зрения самого ребенка. Соня Шеридан (Швеция) подчеркнула: взрослому важно рефлексировать то, что он видит, и не воспринимать игру как что-то само собой разумеющееся и полностью понятное ему. Обсуждая предложенные кейсы, Ирина Рябкова, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, отметила, что, согласно концепции Л. С. Выготского, источник игры — в нереализуемом желании, и предложила фокусироваться на том, какое именно желание ребенка воплощается в его игре.

Обсуждая совместную игру детей, участники семинара говорили о важности осмысления результатов исследований Д. Б. Эльконина и Ж. Пиаже с учетом изменившегося социального контекста: современные дети проводят большую часть дня в одновозрастных группах детских садов под руководством взрослых и часто не имеют опыта разновозрастного общения. Дориан Де Хаан (Нидерланды) поделилась наблюдениями об играх детей разного возраста в семьях и подчеркнула важность такого опыта игры. Она также отметила существование различий в условиях для игры у детей из больших городов и сел. В городах дети сильно перегружены, у них очень мало времени, чтобы играть. Участники дискуссии отметили, что важно видеть проявления описанных в исследованиях особенностей игры и взаимодействия детей в современном контексте.

Завершая семинар, Элли Сингер подчеркнула, что взрослые должны осознавать, что они могут неверно истолковать образы воображения ребенка и мотивы его игры. В отношениях ребенок-ребенок создаются особые возможности для обучения, которое отличается от обучения в отношениях педагог-ребенок. При этом дети любят наблюдать и участвовать в деятельностях, инициированных взрослыми. Но в рамках деятельности, инициированной взрослыми, у детей должно быть время и место для спонтанной игры.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»