17 мая 2021 года в Московском городском педагогическом университете прошел вечер памяти, посвященный 90-летию со дня рождения Евгения Евгеньевича Шулешко, известного отечественного психолога, автора концепции ровеснического образования. На встречу пришли коллеги и последователи Е.Е. Шулешко: Вячеслав Букатов, Эмилия Леонгард, Наталья Титова, Елена Бережковская, Сергей Плахотников, Елена Аккуратова, Алексей Юшков, Елена Кузьмина (младшая сестра) и Игорь Шиян, руководитель лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.
Открывая встречу, Игорь Шиян отметил, что Евгений Евгеньевич был продолжателем дела культурно-исторической теории
Л. С. Выготского, ровесническая педагогика Е. Е. Шулешко стала теоретическим и практическим шагом в развитии идей Льва Семеновича.
Наталья Титова предоставила возможность присутствующим вновь увидеть и услышать Евгения Евгеньевича, показав интервью 1989 года.
Участники поделились воспоминаниями о Евгении Евгеньевиче, обратились к ключевым идеям его подхода и обсудили возможности их применения в современном образовательном процессе. Алексей Юшков поделился тонким замечанием Евгения Шулешко о том, что в учебном диалоге всегда присутствуют трое: не только ученик и учитель, но и наблюдающий. Это меняет всю структуру коммуникации. Именно основываясь на таком понимании диалога Е. Е. Шулешко предложил групповую работу для развивающего обучения. Смысл этой организационной формы заключается в том, что есть учебные задачи, с которыми ребенок не может справиться, когда он действует один или даже в паре. Но если рядом появляется не участвующий в обсуждении наблюдатель, то учебную задачу удается решить.
Интересная дискуссия развернулась вокруг трактовки Евгением Евгеньевичем зоны ближайшего развития. Традиционное понимание ЗБР заключается в том, что, сотрудничая с ребенком в зоне ближайшего развития, взрослый привносит в эту деятельность содержание и как бы подтягивает ребенка под это содержание, помогает ему освоить новые области деятельности и знаний. Однако Шулешко вкладывал в понятие «зона ближайшего развития» несколько иной смысл. Он разработал теорию четырех типов жизнедеятельности. Работая с каждой детской группой, Е. Е. Шулешко понимал, какой именно тип жизнедеятельности каждая группа сейчас осваивает. Это определяло для Евгения Евгеньевича выбор материала. Взрослый предлагал новое содержание, это и являлось зоной ближайшего развития. Это был материал, сталкиваясь с которым, дети опознавали его как ресурс личного развития. Не как нечто, чему нужно учиться специально, а как-то, что нужно заполнить новым содержанием. Дети достраивали недостающее содержание и начинали действовать по-новому. И Шулешко всегда очень точно понимал, какой группе какие задания нужно предлагать.
В октябре в МГПУ планируется проведение научной конференции, посвященной творческому наследию Е. Е. Шулешко, развитию и реализации его идей в современном образовании.
Видеозапись встречи можно посмотреть по ссылке.