В новом номере журнала «Современное дошкольное образование» (№ 2, 2021) опубликована статья «Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду». Ее авторы: заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ Анастасия Белолуцкая и сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Ирина Воробьева, Ольга Шиян, Сергей Зададаев и Игорь Шиян.
В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части обсуждается значимая тенденция современной психологии образования — «демократизацию понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологическую основу работы представляет структурно-диалектический подход (Н. Е. Веракса, 2005), в котором для описания интеллектуального творчества используют:
- конструкт «диалектического мышления» — системы умственных действий, которые позволяют продуктивно решать противоречивые ситуации;
- концепцию воображения, которая подразумевает способность «схватывать» целое раньше части, а также переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996);
- особый подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства (ECERS).
Шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду, представленная в статье, включает четыре показателя:
- понимание процессов развития;
- вопрошание;
- изобретательство и преобразование противоречий;
- воображение.
В апробации шкалы приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, которые выделяли на основе экспертных оценок. Надежность шкалы подтверждалась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. Эксперты обращали внимание на следующие показатели:
- работа с воображением;
- качество вопросов, обращенных к детям;
- условия для свободного экспериментирования;
- поддерживающая эмоциональная атмосфера;
- чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям;
- акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.
Анализ показал, что инструмент оценки ECERS позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже, чем 0,05. Это подтверждает его валидность. Высокую согласованность экспертные оценки продемонстрировали и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что подтверждает надежность применяемого метода. Показатель коэффициента альфа Кронбаха в 0,87 свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмент оценки.
Полученные данные позволяют сделать вывод о возможности использования инструмента для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, которые оказываются вне зоны внимания других шкал (например, ECERS-3), для комплексной оценки качества дошкольного образования.
Подробнее читайте на сайте издания.