В издательстве «Инфра-М» вышло в свет учебное пособие доцента кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, кандидата педагогических наук Тюриной Надии Шамильевны "Формирование абилитационной компетентности родителей, воспитывающих ребенка младенческого и раннего возраста".
Мы поговорили с автором и узнали о том, как появилась идея данного учебного пособия, почему эта тема актуальна и значима именно сегодня.
Что мотивировало Вас на создание такого учебника?
На современном этапе эволюции педагогической науки и практики ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является приоритетным направлением модернизации отечественной системы образовательных услуг. Основной целью реализации программ ранней комплексной помощи является абилитация младенца и ребенка раннего возраста. Одним из важнейших показателей трансформации государственной системы образования является изменение роли семьи в данном процессе. Роль родителей расширяется, позволяя им участвовать в экспертизе эффективности абилитационных мероприятий, выступая в междисциплинарной команде специалистов на правах котерапевта. Наиболее же важной составляющей позиции родителей становится их способность собственным поведением моделировать социально компетентное функционирование ребенка в социуме. Для этого им объективно необходимо осознать и активизировать свои личностные, социальные, когнитивные ресурсы, позволяющие принять равноправное участие в процессе абилитации ребенка, с признанием собственной ответственности за ее эффективность.
Как Вы считаете, что нового могут найти читатели на его страницах?
В книге я хотела отразить современную научно обоснованная социально-педагогическую модель феномена абилитационной компетентности родителей, выявить и показать читателю условия эффективности ее формирования.
Кроме этого, в учебном пособии читатель может познакомиться с современными подходами к взаимодействию с семьей, воспитывающей «нетипичного» ребенка. В прикладном плане читатель может узнать оригинальную программно-методическую разработку по формированию их абилитационной компетентности. Мне представляется также важным, что студенты смогут познакомиться с одним из распространенных в социальной работе подходов к клиент-центрированному консультированию — мотивационное интервьюирование, создающего условия для изменения поведения через выявление и разрешение амбивалентности клиента. Отдельным параграфом в пособии представлен трансдисциплинарный подход к сопровождению ребенка и семьи как перспектива развития системы ранней комплексной помощи ребенку и его семье.
Кому может быть полезно данное учебное пособие?
Надеюсь, что книга будет полезна как студентам, обучающимся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» на уровне бакалавриата и магистратуры, так и более опытным специалистам -дефектологам, психологам, социальным педагогам образовательных, социальных и межведомственных учреждений, осуществляющих программы комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.