К участию были приглашены студенты Института специального образования и психологии 1 курса по направлению подготовки «Дошкольная дефектология» и другие участники в количестве 30 человек. Коллективом преподавателей кафедры логопедии в составе М.О. Захаровой, А.В. Мироновой, Е.А. Рыковой был разработан сценарий мероприятия, объединивший в себе лекционную и практическую части.
Лекционная часть включала в себя следующие разделы:
- Знакомство с основными психофизиологическими особенностями периода раннего детства.
- Рекомендации по взаимодействию с ребенком раннего возраста.
- Особенности построения групповых занятий с детьми раннего возраста.
- Структура группового занятия с детьми раннего возраста в условиях детско-родительской группы кратковременного пребывания.
На мастер-классе будущие специалисты познакомились с основными рекомендациями по работе с детьми, особенностями и правилами работы в группе кратковременного пребывания, с требованиями СанПиНа. Обсуждались вопросы педагогического состава специалистов, обязательно участвующих в проведении занятия. Подробно описывались основные структурные компоненты группового занятия, а также были приведены примеры игр и занятий с детьми раннего возраста в данном контексте.
Во время практической части студентам был продемонстрирован пример проведения коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания, в котором были задействованы все участники данного мероприятия. Преподаватели вместе со студентами играли в подвижные игры, выполняли упражнения на развитие крупной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, пели, танцевали, лепили картину из пластилина, проигрывали кукольное представление на сказку «Репка» и просто окунулись в мир детства.С помощью «игрового» материала пространство библиотеки ИСОиП, где проводилось мероприятие, организаторами круглого стола было поделено на 8 зон: зону развития крупной моторики, развития мышления, сенсорного развития, развития мелкой моторики, упражнений практической жизни, продуктивной и изодеятельности, развития речи и музыкальную зону.
В каждой зоне был представлен соответствующий задачам занятий с детьми раннего возраста стимульный материал: книги, игрушки, наборы фигурок животных, муляжи овощей и фруктов, наборы для развития узнавания эмоций, пальчиковые игры, краски, пластилин, разнообразные крупы, музыкальные инструменты и много другое. Студенты могли свободно перемещаться в каждой из зон и знакомиться с материалом и играми, которые можно с ним организовать.
Тематика и форма проведения мастер-класса вызвала неподдельный интерес у всех его участников. По отзывам студентов им было не просто увлекательно смотреть, что рассказывали и показывали преподаватели, но и быть самим активными участниками занятия.
Из отзывов участников о проведенном мастер-классе:
«Хочу выразить благодарность за мастер-класс! Было очень интересно. Он помог понять, как должно быть проведено занятие с детьми. А так как мы попробовали все сами: было ещё полезнее и интереснее!».
«Мастер-класс позволил прикоснуться к миру раннего воспитания с помощью непосредственного участия в играх и занятиях мероприятия».
«Было очень интересно не только увидеть занятие, но и принять участие в нем! Хотелось, чтобы такие мероприятия проводились чаще!».
«Было очень интересно, вспомнить детство… Кукольное представление стало приятным завершением мастер-класса!».
Особую благодарность преподаватели и студенты кафедры логопедии выражают директору ИСОиП д.п.н., профессору Приходько О.Г., организаторам мероприятий «Дни науки МГПУ — 2021» за предоставленную возможность проведения мастер-класса в данном формате, заведующей отделом Широковой Е.Ю. и библиографам Фундаментальной библиотеки ИСОиП за помощь в организации и подготовленную книжную выставку по тематике мастер-класса.