14 апреля 2021 года сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ провели мероприятие по экологическому просвещению для обучающихся Университетской школы
Татьяна Резанова, лаборант-исследователь лаборатории образовательных инфраструктур, представила лекцию «Устойчивое развитие городов: памятка для лентяев». Татьяна Андреевна познакомила учеников 8−10-х классов с глобальной экологической повесткой. Она рассказала, что такое экологические след и как его рассчитать, познакомила слушателей с концепциями устойчивого развития общества и города. Ребята обсуждали экологию города и старались разобраться, насколько активно в современном обществе продвигаются идеи ответственного потребления, какие меры предпринимаются по борьбе с изменениями климата и в чем суть здорового образа жизни.
С видеозаписью лекции можно познакомиться на YouTube-канале лаборатории.
После лекции ученикам было предложено провести экологический аудит школы с помощью разработанного лабораторией инструмента — экспресс-теста диагностики экологической устойчивости школьной и городской среды. Участники ходили по школе, задавали вопросы учителям и заполняли онлайн-форму.
Экспресс-текст состоял из пяти разделов:
- образование в интересах устойчивого развития;
- энергетика;
- вода;
- ресурсы и отходы;
- школьная и городская территория.
Первый раздел теста был посвящен образованию в условиях устойчивого развития, то есть формированию социально ориентированного, экономически эффективного и экологически безопасного общества. Школьникам предлагалось проверить, насколько они хорошо понимают смысл термина «устойчивое развития» и ответить на ряд общих и частных вопросов, к примеру:
- Задумываются ли они, как их ежедневные действия дома и в школе влияют на окружающую среду на местном и глобальном уровнях?
- Могут ли они назвать животные, растения, грибы, находящихся под угрозой исчезновения в России (и внесенных в Красную книгу)?
Второй раздел опросника касался проблемам энергетики. Он начинался с объяснения связи между повседневной жизнью и глобальными энергетическими проблемами. Вопросы анкеты давали ребятам повод задуматься о последствиях своих повседневных действий. Учеников спрашивали:
- Выключают ли они свет, когда последними выходят из кабинета в школе?
- Используется ли в классах дневное освещение вместо искусственного, когда это возможно?
Затем ученикам предлагалось оценить тип и качество электроприборов в классе.
Третий раздел был посвящен исследованию устойчивого потребления воды. Ученикам предлагалось проверить, насколько экономичные смесители применяются в школьных умывальниках.
Четвертый раздел опросника «Ресурсы и отходы» объяснял, как экономично использовать необходимые для обучения ресурсы и как снизить количество отходов за счет их переработки и повторного использования. Ученикам предлагалось оценить количество одноразовых печатных материалов, которые они получают на уроках и узнать, действует ли в школе система раздельного сбора отходов.
Вопросы заключительного раздела предполагали проведение аудита школьной и городской территории, поскольку именно они во многом определяют экологическое мировоззрение обучающихся.
«Чем выше экологическая безопасность городской территории, в пределах которой находится школа, тем выше качество окружающей среды, и тем комфортнее там находиться людям. Для оценки экологической безопасности территории имеет значение, например, количество и загруженность дорог, качество озеленения, наличие предприятий»,
— объясняли свою позицию авторы опросника.
В заключение встречи ее участники обсудили результаты аудита и поделились впечатлениями. Ребята заинтересовались вопросами экологии и устойчивого развития города, а также выразили желание продолжить эту работу в школе.