В целях погружения студентов в научно-исследовательскую деятельность на кафедре философии и социологии Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) функционирует студенческий научный кружок «Социум». Заседания клуба проводятся ежемесячно в формате круглого стола и собирают на одной площадке до 150 участников.
Так, на прошедшей неделе студенты Института права и управления приняли онлайн участие в межвузовском круглом столе «Качество образования в условиях цифровизации Российского общества: философские, педагогические и правовые аспекты», организованном студенческим научном клубом «Социум».
Со вступительным словом выступили:
- Гунибский Магомед Шахмандарович — к.ф.н., доцент кафедры философии и социологии, научный руководитель клуба «Социум» (МГЮА);
- Звонарев Андрей Владимирович — к.и.н., доцент, заместитель директора (МГПУ, ИПиУ).
Круглый стол был посвящен наиболее актуальным вопросам, связанным с:
- Цифровизацией образования и рисками, с ней связанными;
- Проблемами онлайн-обучения в юридическом ВУЗе;
- Цифровой культурой современного юриста и его смысложизненными ориентирами;
- Местом логики в юридическом образовании.
Всего в рамках мероприятия был представлен 21 тематический доклад, в том числе 11 докладов представили студенты нашего Института.
Так, в рамках своего доклада Куторжевский Сергей Андреевич (1 курс), занявший третье место по результатам круглого стола, в своем докладе «Роль логики в юридическом образовании», отметил важность изучения логики и логических законов в юридическом образовании, обращаясь к проблеме соотношения текста правового акта и содержащейся в нем правовой нормы. В докладе была отмечена роль перспективных цифровых технологий (в частности, машиночитаемого права) в решении ряда этих проблем.
Высокую роль логики в юридическом образовании отметила в своем докладе и Трубицина Мария Григорьевна (1 курс), показавшая на конкретных примерах, к чему приводит нарушение базовых логических законов в ходе правоприменительной деятельности.
В докладе на тему «Смысложизненные ориентиры юриста как основа его деятельности» Сурковой Валерией Михайловной (1 курс) было отмечено, что необходимый и достаточный набор профессионально значимых личностных качеств будущего юриста составляют совесть, справедливость и ответственность — именно они, по мнению докладчика, позволяют обоснованно разрешать противоречия, возникающие между моралью и правом, обуславливая таким образом особое свойство личности юриста.
Но моральная, этическая культура — это еще не все. Вопрос о «Цифровой культуре юриста» подняли Касьянова Полина Андреенва (1 курс) и Сырникова Ирина Владимировна (1 курс), отметив, что именно цифровые компетенции сегодня определяют конкурентоспособность будущих юристов, представив неутешительные прогнозы по безработице для юридической отрасли. В докладах было отмечено, что наиболее важным элементом цифровой культуры юриста является его способность к самообучению и адаптации к динамично изменяющимся условиям деятельности.
Каландия Валерия Гурамовна (1 курс) в своем докладе «Цифровизация как средство инновационного образования» обратила внимание на то, что в современной высшей школе, даже с переходом на дистанционный формат обучения, все еще не в полной мере используются все возможности цифрового образования: так, большой потенциал для применения имеет геймификация образования и применение технологий виртуальной реальности.
Проблемы онлайн-образования юристов рассмотрели в своих выступлениях Бондарева Алина Александровна (1 курс) и Монаенков Андрей Николаевич (3 курс). В докладах прозвучала мысль о том, что юристы в онлайн-образовании находятся в более выгодном положении, чем, например, врачи или некоторые инженеры, для которых «дистант» пока является непреодолимым препятствием в отработке практических навыков. В то же время, и студенты юридических специальностей столкнулись с рядом недостатков: ослабление контроля, нарушение коммуникации с преподавателями и одногруппниками, ухудшение здоровья.