Top.Mail.Ru

Экосистемный взгляд на новые грамотности

21 — 22 апреля в Институте непрерывного образования состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности». Более 1400 человек из 20 стран мира зарегистрировались для участия в обсуждении вопросов трансформации непрерывного обучения в контексте экосистемного взгляда на новые грамотности.

Основными направлениями конференции стали:

Экосистемный подход в практике работы с новыми грамотностями.

В базовых докладах конференции подчеркивалось, что экосистемный подход позволяет углубить понимание роли тренда возникновения новых грамотностей в трансформации образования, их влияние на развитие непрерывного образования. В рамках конференции большое внимание было уделено рассмотрению мировых и российских исследований для обсуждения ориентиров для развития образовательных систем и практик.

Идея экосистемности и образ будущего непрерывного образования.

На конференции были представлены различные версии и концепты экосистемного подхода: культурно-средовой, антропологический, системомыследеятельностный подходы, а также концепт экосистемности, основанный на мировом опыте и методологии форсайта. Основная точка обсуждения была связана с различением системного и экосистемного взгляда. На этой основе были высказаны различные версии того, как меняется видение непрерывности образования.

Новые грамотности в экосистеме непрерывного образования. В этом контексте новые грамотности были рассмотрены с точки зрения того, как они должны быть взаимосвязаны в программах непрерывного образования, чтобы создавать целостные экосистемы знаний, навыков и компетенций, обеспечивающих качество жизни. Основное внимание конференции было сосредоточено на таких типах новых грамотностей, как грамотность в области здоровья, Futures-грамотность, технологическая и техническая, финансовая, правовая, экологическая, медиаграмотность, цифровая грамотности.

.

В приветственном выступлении ректор МГПУ Игорь Реморенко напомнил, как еще относительно недавно, в 1919 году, звучала задача по ликвидации безграмотности:

Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

Сегодня современному человеку, чтобы считаться грамотным, недостаточно умения читать и писать: исходя из недавних исследований ВШЭ и МГПУ насчитывается более 50 навыков и умений, составляющих современную грамотность.

Игорь Реморенко предложил участникам конференции 3 вопроса, определяющих сущность «новых грамотностей»:

Нужны ли «грамотности» в непрерывном образовании или они — предмет конкуренции?

Как связана постановка целей преподавания и выбранная технология обучения?

Должны ли мы и каким образом «технологизировать» цифровые технологии?.

Может ли современная модель образования эффективно формировать «новые грамотности», как она должна трансформироваться? Образовательная модель, удовлетворяющая требованиям 21 века, должна развиваться в направлении персонализации, вариативности, обновления технологий и содержания. Происходит постепенный уход от иерархичного управления к системе сетевой и партнерской коллаборации.
Международный опыт успешных экосистемных решений в образовании в своем докладе проанализировал проректор МГПУ Кирилл Баранников. Было подчеркнуто, что экосистемный подход меняет не только содержание и методы работы, но и в целом ключевые организационно-управленческие модели и институциональные основания образовательных систем.

Культурно-средовой и антропологический подходы, по мнению главного научного сотрудника Института философии РАН Вадима Розина, позволяют рассматривать современные изменения жизни общества, как взаимосвязанные процессы одной экосистемы:

Экосистемный подход в образовании объединяет идеи средового и культурологического подходов, но не только. В экосистемном подходе сходятся: требование продуманного, опосредованного знаниями реальных изменений управления, учет объемлющих систем и деятельности человека, понимание того, что объекты управления не инертные объекты, а сложные органичные системы, находящиеся во взаимодействии, что эти системы включают в себя активных индивидов и личности, имеющих собственную историю..

Вопрос о специфике экосистемного подхода был актуализирован на основе доклада Максима Осовского о системомыследеятельностном подходе (СМД методология), который задает основания для построения моделей компетентностей как типов мышления и деятельности. Вопрос о соотношение систем современных компетентностей и тренда возникновения «новых грамотностей» является одним из вопросов обсуждений в будущих конференциях.

Проблематика «новых грамотностей» и смысл построения образовательных экосистем в регионе обсуждалась в докладе заместителя проректора ТГУ Елены Сухановой на материале программ развития университетского образования города Томска.

Работа в области изучения «новых грамотностей» породила разнообразные экспериментальные практики в образовании. Доктор Рокко Сколоцци из Университета Тренто (Италия) на примере futures-грамотности показал, как экосистемный подход определяет взаимовлияние и связь «новых грамотностей», а именно как один тип грамотности выступает в качестве «моста» между грамотностями в образовательных проектах. На концептуальном уровне и на примере нескольких кейсов была представлена практика университета Тренто в области изучения экосистемного подхода к futures-грамотности на основе методологии системного мышления и форсайт-методологии.

Связь концепта экосистемности Smart City и возникновения «новых грамотностей», роль futures-грамотности как конфигуратора в поле «новых грамотностей» рассмотрена в докладе и мастер-классе Татьяны Якубовской (Региональный профессиональный колледж TREDU, Финляндия, Томский государственный университет). Опыт экосистемного подхода профессиональном образовании, связанный с особенностями региона Smart City (Тампере, Финляндия), был представлен директором Департамента экспорта образования Регионального профессионального колледжа TREDU. Хелена Коскинен: «Колледж является одним из субъектов в региональной экосистеме Умного Города, полноправным участником стратегической программы «Smart Tampere».

Анна Елашкина, руководитель Школы предпринимательства группы компаний «ТехноСпарк», в ходе своего мастер-класса рассмотрела понятие экосистемности сквозь идеи плотности предпринимательской среды, диагностических бизнес-игр и других разработок компании.

Московский городской университет осуществляет экосистемный подход к формированию системы непрерывного образования. Опыт построения партнерской сети и использования городской среды в целях изменения содержания и персонализации образования был представлен директором Института непрерывного образования МГПУ Мариной Шалашовой, а также в докладе Андрея Терова, посвященном проекту «Серебрянный университет».

Возможности экосистемного подхода для формирования новых идей и эффективной трансформации непрерывного образования были предложены в докладе Геннадия Блинова, которые формируют «мостик» в программные линии дальнейших исследований в области «новых грамотностей».

В ходе работы секций, мастер-классов, переговорных площадок, итогового пленума было предложено продолжить углубленное рассмотрение проблематики экосистемности в образовании, построения версий дидактики «новых грамотностей», ключевых изменений в институциональной системе непрерывного образования, глубинных трансформации целевых и ценностных ориентиров непрерывного образования. Таким образом, четвертая конференция стала лабораторией новых смыслов и программных направлений, которые найдут отражение в последующих конференциях.

По итогам конференции будет издан сборник научных статей IV Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности».

Видеозапись конференции



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»