Как правильно организовать пространство, чтобы детский сад развивал у ребенка инициативность и самостоятельность, и как понять, что вы даете детям лучшее образование? На эти вопросы ответила ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Ольга Шиян в статье «Больше общения, игр и инициативности. Что важно для развития детей в детском саду». Ниже сформулированы четыре ключевых фактора, на которые необходимо ориентироваться, чтобы выстроить грамотную работу детского сада с учетом современных тенденций.
- Эмоциональное благополучие ребенка. Это первое и самое главное базовое требование. «Если ребенку страшно идти в сад, если ему там дискомфортно — это гораздо более значимый фактор, чем грамотно устроенная предметная среда, все развивающие занятия, которые придумает взрослый», — уверяет Ольга Александровна. В детском саду ребенок должен чувствовать себя в безопасности, чувствовать уверенность в том, что педагог всегда поможет ему и поддержит в его инициативах.
- Развивающая коммуникация взрослого и детей. Исследования лаборатории показывают, что в течение дня педагог недостаточно времени разговаривает с детьми: ведет диалог, задает вопросы, которые вызывают дискуссию. А между тем именно такая коммуникация развивает речь, мышление и воображение ребенка.
- Устройство предметно-пространственной среды. Насыщенная окружающая среда — это не про столы и стулья и не про обилие игрушек. Для ребенка важно, чтобы у него было много возможностей для деятельности по своему замыслу. Коробки, втулки, неструктурированный материал — то, что редко встречается в группах, но в большей степени способствует детскому развитию. К организации пространства в детском саду нужно подходить, исходя из того, помогает ли оно развивать у детей самостоятельность и инициативность.
- Планирование с учетом детских интересов. «Сейчас у нас будет занятие по развитию речи», — так до сих пор говорят воспитатели детям. Занятия, безусловно, важны, но если рассматривать занятия как главное пространство образования и развития, то это перестает соответствовать дошкольному возрасту. Для дошкольника принципиально важна свободная деятельность, и нужно, чтобы на нее было время.
Источник: Педсовет