20 марта на платформе Microsoft Teams состоялась VII Московская (I Всероссийская) научно-практическая конференция «Образовательный туризм в школе и вузе». В мероприятии приняли участие учителя школ и колледжей, преподаватели вузов, работники сфер науки и туризма, студенты из разных городов России.
Открыл мероприятие директор Института естествознания и спортивных технологий Александр Страдзе. В своей вступительной речи он отметил, что образовательный туризм, обладающий интегрирующей функцией, играет важную роль в обучении многим дисциплинам и в жизни современного человека в целом.
Поприветствовала участников организатор и ведущая мероприятия, заведующая кафедрой географии и туризма Ольга Шульгина. Она рассказала гостям о конференции и обратила внимание присутствующих на перспективы развития образовательного туризма.
Доклады пленарного заседания от педагогов-практиков, ученых и специалистов, реализующих образовательно-туристские подходы в своей практической деятельности свидетельствовали о высоком уровне дискуссии.
Первым выступил учитель географии школы № 1517, аспирант кафедры географии и туризма ИЕСТ Никита Михайленко. Он акцентировал внимание на роли событийного образовательного туризма в учебно-воспитательной деятельности современной школы и поделился опытом организации образовательных событий, в том числе, с международным участием и за рубежом.
Дарья Шульгина, доцент кафедры всеобщей и российской истории, рассказала о разработанных виртуальных экскурсиях по усадебно-парковым комплексам для реализации в образовательной деятельности госпитальной школы. Она подчеркнула, что такие экскурсии позволяют не только узнать культуру России, но и помочь в прохождении программы по другим предметам, создать у обучающихся эффект эмоциональной вовлеченности, стимулировать стремление к креативной деятельности, дать возможность по-новому воспринять и осмыслить пространство.
Арт-директор клуба «Археология»
Николай Ноздрин в своем докладе обратил особое внимание на музыкальные фестивали и ролевые конвенты как объекты образовательного туризма.
Маргарита Лукина, специалист экскурсионного отдела Агентства развития внутреннего туризма, магистрантка ИЕСТ, рассказала о подвиге жителей небольшого черкесского аула, спасших от истребления фашистами эвакуированных детей из Ленинграда. Эта история легла в основу разработанного ею туристского маршрута по программе «Дороги Победы».
В следующем выступлении Наталья Митькиных, магистр педагогического образования, представила результаты геоинформационного анализа развития образовательного туризма в Кировской области. Она продемонстрировала пример использования ГИС-технологий в создании географических карт культурного и природного наследия своего родного края.
Дмитрий Лопатников, профессор кафедры географии и туризма ИЕСТ, в своем докладе «Религиозно-философское своеобразие Мексики как туристский ресурс» представил исследование из области туристской регионалистики, а также предложил слушателям познакомиться с этой страной поближе, посетив виртуальную экскурсию.
Доцент кафедры географии и туризма
Тодор Христов рассказал о традициях и достопримечательностях острова Пинанг (Малайзия) как важного туристского направления. В основе его доклада — личный опыт путешественника и впечатления от поездок.
После пленарной части состоялись выступления в двух секциях: «Студенческие инициативы в развитии образовательного туризма» и «Краеведение и образовательный туризм в школе». В рамках направлений обсудили вопросы экскурсионно-туристической деятельности, перспективы развития экологического, познавательного, медицинского туризмов, участники поговорили о природном и туристском потенциале разных уголков России.
Участники секции «Студенческие инициативы в развитии образовательного туризма»
- Софья Поповичева, студентка IV курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель проф. О.В. Шульгина. Влияние пандемии COVID-19 на развитие туризма в России.
- Любовь Буракова, студентка II курса магистратуры по программе «География и туристская регионалистика» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель доц. В.Т. Дмитриева. Формирование географических компетенций учащихся через экскурсионную деятельность.
- Маргарита Володина, студентка V курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель проф. О.В. Шульгина. Парковые усадьбы Москвы как туристский ресурс современной столицы.
- Андрей Нелюбин, студент IV курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель проф. О.В. Шульгина. Принципы развития экологического туризма в городе Москве.
- Валерия Щипина, студентка IV курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель доц. Т.П. Грушина. Образовательный туризм на территории Воронцовского парка.
- Анастасия Санникова, Алина Шульцева, студенты III курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель проф. О.В. Шульгина. Экскурсионно-туристическая деятельность как метод обучения в школе и вузе.
- Никита Бурмистров, Эдуард Вартпатриков, студенты III курса бакалавриата по программе «География, иностранный язык» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель проф. Шульгина ОВ. Туризм в условиях пандемии среди студентов-географов ИЕСТ МГПУ (по результатам социологического исследования 2021 года)
- Анастасия Строева, студентка II курса бакалавриата по программе «География и образовательный туризм» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель доц. Т.С. Воронова. Историко-культурные ресурсы Красногорска как основа для организации познавательного туристского маршрута
- Анастасия Семенова, студентка II курса магистратуры по программе «География и туристская регионалистика» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель доц. Т.С. Воронова. «Путешествие к загадочной башне Чобан-Кале» — познавательный маршрут по южному побережью Крыма для семейного туризма
- Юлия Волчок, студентка IV курса направление «Туризм», профиль «Экономика и управление туристским предприятием», РЭУ им. Г. В. Плеханова, научный руководитель доц. Т.Т. Христов. Анализ тенденций и перспектив развития медицинского туризма в Израиле с элементами познавательного туризма.
- Виктор Папазов, Валерия Скударнова, студенты I курса бакалавриата по программе «География и образовательный туризм» ИЕСТ МГПУ, научный руководитель доц. Т.С. Воронова. Познавательный экологический маршрут по Москве и Московской области для учащихся старших классов
Участники секции «Краеведение и образовательный туризм в школе»
- Дарья Верина, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Алтая
- Анфиса Попова, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал г. Санкт-Петербург
- Анна Корнеенкова, ученица 10 «Ю» класса ГБОУ Школы № 1357 «На Братиславской», научный руководитель: учитель географии и английского языка Меновщикова Екатерина Валерьевна. Происхождение географических названий в Великобритании
- Варвара Терехова, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Кавказских Минеральных Вод
- 5. Карина Кузнецова, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Архангельской области
- Анастасия Чеснок, ученица 9 «А» класса ГБОУ Школы № 1400, научный руководитель: учитель истории и обществознания Орлова Алина Юрьевна. Памятные места благотворительной и меценатской деятельности И.К. Айвазовского в Феодосии (аудиотур на платформе мобильного приложения «izi.TRAVEL»).
- Ян Ашурков, учащийся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Приморского края
- Арсен Мейманжанов, учащийся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Калининградской области.
- Софья Воронова, ученица 8 «Б» класса МАОУ «Востряковский лицей №1» научный руководитель: учитель географии Мишкина Екатерина Игоревна. Объекты туризма Подмосковья, связанные с Великой Отечественной войной.
- 10. Арина Юркова, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Природный и туристский потенциал Камчатки.
- 11. Анна Жувага, учащаяся 1 курса колледжа ВГУЮ (РПА Минюста России) научный руководитель: преподаватель географии Люкманов Эльдар Таярович. Влияние иностранных студентов на образовательный туризм.
Формат и тематика конференции позволили охватить и обсудить множество вопросов, так или иначе связанных с потенциалом образовательного туризма. По материалам конференции будет издан сборник научных трудов.