В марте институт непрерывного образования провел педагогическую мастерскую «Дизайнеры образования будущего». Мастерская включала не традиционные этапы, а сэты. Мастерами выступали дизайнеры образования будущего — студенты и выпускники магистерской программы «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности». Они представили работы, которые спроектировали в рамках заданий педагогической практики. Это результаты авторских поисков обновления образовательного процесса с учетом педагогического дизайна технологии дизайн-проектирования образовательной среды в дополнительном образовании.
Педагогический дизайн — новое, формирующееся направление в дидактике. Он охватывает весь процесс проектирования занятия, события, программы, используя современные технологические приемы, сервисы, девайсы для создания завершенного образовательного продукта.
Каждый СЭТ имел свою идею, однако все они объединялись в целостное событие единством структуры.
СЭТ 1. «Педагогический дизайн как принцип проектирования образовательных событий для развития обучающихся в дополнительном образовании».
Были представлены образовательные события:
— «Онлайн-Квиз» на основе принципов педагогического дизайна разработал Руслан Кабаченко, магистрант 2 курса, педагог-организатор ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара;
— Онлайн-соревнование на платформе Minecraft на основе принципов педагогического дизайна организовала Екатерина Ушакова, магистрант 2 курса МГПУ, руководитель группы технических писателей в «Яндекс».
СЭТ 2. «Образовательные события в интеграции общего и дополнительного образования».Был представлен опыт дизайна образовательных событий в дополнительном и общем образовании:
— Онлайн-канал «Популяризация микробиологии» в сервисе «TikTok». Возможности использования популярного интернет ресурса в образовательных целях раскрыла Меликова Сона, магистрант 2 курса МГПУ, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ДТДМ на Миусах.
— Онлайн-экскурсия «По страницам истории мультипликации». Даже в условиях пандемии можно путешествовать, например, по странам-лидерам анимационного производства. О том, как правильно организовать познавательную онлайн-экскурсию и закрепить полученные знания, в ходе финальной игры рассказала Анна Морозова, магистрант 2 курса, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми ГБОУ Школа № 1370.
— Занятие «Кириллическая нумерация» с использованием уровней обучения Р. Ганье в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Числительница» по разделу «История чисел» провела Ольга Николаева, тьютор, школа 1321 «Ковчег», волонтёр нейроурологического отделения детской клинической больницы N9, имени Сперанского.
СЭТ 3. «Педагогическое проектирование, планирование и прогнозирование образовательного процесса».Был предложен дизайн образовательных событий в дополнительном образовании:
— Мастер-класс «Создание пространственных моделей, освоение элементов основных профессиональных компетенций специалиста по трехмерному моделированию на основе построения чертежей». Марина Таранович, магистрант 2 курса, учитель технологии, черчения ГБОУ Школа «Интеграл», рассказывала об использовании с программы Fusion 360 по трем уровням таксономии учебных задач Блума.
— Мастер-класс «Педагогический дизайн образовательного продукта: от идеи до реализации». В том как создать востребованный образовательный продукт дополнительного образования, который способствует развитию новых компетенций слушателей 14−16 лет разобралась Наталья Васильева, магистр, заместитель директора Онлайн гимназии № 1, г. Москва.
В работе мастерской приняли участие представители университетов из разных регионов России, а также других стран, например, Армении, Молдавии, Монголии и др. Выступления вызвали большой интерес в преподавательском сообществе, что говорит об актуальности темы педагогического дизайна в современном российском и мировом образовании.Разработала и провела «Педагогическую мастерскую» доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ Наталья Шевченко.
В качестве модераторов дискуссии выступили: профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ Ольга Иванова и заведующий лабораторией исследования образовательной политики УСИ МГПУ Сергей Лесин.