Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, автор и руководитель проекта «Детские книги в круге чтения взрослых» Екатерина Асонова рассказала интернет-журналу «Папмамбук» о том, чем книжный клуб отличается от урока литературы, для чего дети туда ходят.
«Я веду книжный клуб в гимназии имени Капцовых для учеников 7−8 класса. Названия у клуба нет, хотя я предлагала разные варианты. Для школы название «книжный клуб» оказалось самодостаточным, поскольку идет вразрез с уроком. <…>
У нас два формата встреч, и мы их чередуем. Первый — это лекция на 70 человек. Я прихожу и рассказываю про чтение и современную литературу. Второй формат — встречи, когда мы договариваемся о чтении какой-то книги и пытаемся ее обсуждать. <…>
От урока литературы книжный клуб отличается тем, что у него нет никакой задачи. Он не вписан в формальное получение образование, поэтому каждый присутствующий решает свою задачу. Для детей эти встречи — отдушина, возможность выговориться. Они честно это проговаривают: прийти, пообщаться, послушать интересного человека. Им нравится со мной спорить. Урок-то не предполагает большого количества споров. <…>
В книжном клубе, в отличие от урока, можно быть самим собой, можно даже встать и уйти. Хотя они все равно сидят как паиньки и тянут руку. Но надеюсь, что для них психологически клуб все-таки отличается от урока. И домашнего задания не будет. Вернее, будет, но то, которое они сами придумают — что читать к следующей встрече".
Подробнее о том, как проходят занятия в книжном клубе, читайте здесь.