18 февраля 2021 года Владимир Львовский, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, провел вебинар по теме «Выбор образовательных форматов работы с обучающимися при реализации деятельностного подхода в начальной и основной школе». В рамках мероприятия была апробирована концепция постановки учебной задачи на материале начальных естественнонаучных и математических понятий в начальной и основной школе в контексте ее конкретизации в плане выбора разных форматов работы. Выбраны три базовых формата: урок, занятие, образовательное событие.
Участники семинара обсудили проблему различения урока и занятия с опорой на опыт красноярской университетской гимназии «Универс». Урок — это то место, где осуществляется коллективно-распределенная деятельность по постановке и решению учебной задачи. Освоение операций, входящих в состав открытого на уроке общего способа действия, должно происходить в других форматах, прежде всего, в формате занятия.
Особое внимание уделялось образовательному событию как особому формату работы. Было описано три типа образовательных событий:
- проблематизирующие (примером могут служить учебные задачи, которые ставятся в более открытой форме и требуют большего времени и пространства для решения);
- практикоориентированные, восстанавливающие межпредметные связи (например, задачи «типа PISA», технологические проекты, предметные и межпредметные погружения);
- синтетические, восстанавливающие картину мира (например, ноогеновские задачи).
В рамках вебинара проанализирован конкретный опыт интегрированных уроков математики и естествознания в начальной и основной школе, связанных с переносом способов, открытых в одном предмете, на другой.
Видеозапись вебинара доступна по ссылке.