Top.Mail.Ru

Выступление Ольги Шиян на радиостанции «Эхо Москвы»

7 февраля 2021 года Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, выступила в программе «Родительское собрание» радиостанции «Эхо Москвы». Она рассказала о возможностях и подводных камнях современного дошкольного образования.

«Наше время интересно тем, что можно видеть, как меняются ценности, правила жизни, сознание. Подобные изменения идут и в дошкольном образовании, затрагивая и родителей, и воспитателей, — утверждает Ольга Шиян. — Хотя ценности стабильности еще в приоритете, но и ценности развития и уважения к личности (ребенка) становятся для родителей все более важными».

Ребенку важно, чтобы к нему прислушивались, давали возможность выбора. Самым неприятным в традиционном детском саду нередко становится именно обязательность чужого решения. Сегодня же родители все чаще формируют запрос на создание в детском учреждении пространства выбора, потому что это во многом формирует личность ребенка.

«Мы недооцениваем значимость дошкольного возраста, — полагает Ольга Шиян, — а ростки инициативности, готовности предлагать и отстаивать свою идею рождаются именно в этом возрасте. Если для этих потребностей нет выхода, ребенок воспринимает ситуацию как жесткое ограничение».

Родители часто боятся, что, получив свободу действий, ребенок не освоит нормы и границы. Но одно и то же поведение имеет разный внутренний мотив. Следовать правилам ребенок может не потому, что боится наказания, а потому, что принимает их. Подобная педагогика понимания предполагает, что правила рождаются в обсуждении с детьми и осознано соблюдаются ими.

«Детям нравится воспроизводить модель, им хочется компетентности, — продолжила свое выступление Ольга Шиян. — Но дошкольный возраст особенно сензитивен для того, чтобы учиться воплощать в жизнь собственный замысел».

В этот период принципиальна свободная деятельность, при которой ребенок без заданий извне определяет, чем ему заниматься, сам организовывает себя. Существует специальный термин — «откликаемость» среды, который предполагает, что ребенок должен получить опыт влияния на ситуацию. При выборе детского сада хорошо бы смотреть и на то, насколько серьезно относятся там к ребенку. Это значит — признают, что за словами ребенка кроется нечто для него важное. Взрослому предстоит быть «умным зеркалом», видеть на шаг вперед, возвращать ребенку его собственное чувство проговоренным.

В детском саду, где ребенок получает опыт дискуссии, он научится возражать и задавать вопросы. Так ребенок приходит к пониманию, что существует человек, мыслящий иначе.

В конце лекции Ольга Шиян назвала несколько книг, которые могли бы помочь родителям лучше понять детей. Рядом с произведениями Януша Корчака, Елены Макаровой, Марины Осориной, лекциями Людмилы Петрановской, она упомянула и рассказы Туве Янсон:

«Они про самое сокровенное в детстве. Мумми-мама — идеальная модель родительского поведения, чтобы ребенок не вырос тревожным, имел чувство дома и мог отправиться в путешествие за кометой».

Послушать полную запись программы можно по ссылке.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»