3 февраля 2021 года сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ провели семинар «Социальная дистанция в школе: новая норма или нереализуемое требование?». В мероприятии приняли участие представители образовательных организаций и магистранты программы «Проектирование городских образовательных инфраструктур». Модератором выступила заведующая лабораторией Елена Иванова. Мероприятие прошло в символичном для темы формате — на платформе Zoom.
Елена Владимировна начала встречу с раскрытия понятий «социальная дистанция» и «социальное дистанцирование» и задала вопросы, которые определили направление дискуссии: какой путь выбрали школы в последние полгода? каким образом участники образовательных отношений приспособились к новым условиям? возможна ли социальная дистанция в школе?
Александр Ездов, директор ГБОУ «Школа 1788», отметил, что нормативные документы, регламентирующие дистанционный режим работы образовательного учреждения, не ограничивают жизнь школы в полной мере, и деятельность по-прежнему может быть хорошо организована. Не нарушая никаких норм, школе удавалось проводить разные мероприятия. Например, домашнюю акцию с рождественскими звездами, спроектированными учениками инженерного класса. При этом педагоги использовали онлайн-платформы для организации учебного процесса: ученики строили макет города на уроках в школе, но после выхода на дистант продолжили работу в Minecraft.
Алина Богданова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа 491» рассказала о том, с какими проблемами столкнулись учителя во время дистанта. Например, затруднительно оказалось проверять, насколько хорошо усвоен материал; из-за отсутствия визуального контакта с учениками возник эффект «говорящей головы», и, как следствие, ухудшилась коммуникация. Сложно также оказалось перестраиваться в течение рабочего дня с очного на дистанционный формат работы. Позитивными результатами стали новые форматы проведения контроля знаний, например, игровая обучающая платформа Kahoot!
Насколько активно дистанционные технологии будут в дальнейшем использоваться управленческими командами, рассказала Людмила Абрамкина, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ ГБОУ «Школа № 1522 имени В. И. Чуркина». Она отметила, что дистанционные формы обучения станут выходом из ситуации для классов, которые уходят на карантин, а также для школьников, получающих образование дома. В целом, дистанционные технологии останутся в работе как временные меры. Кроме того, Людмила Михайловна отметила, что родители по-разному отнеслись к выходу из дистанта, поэтому школы реагируют на запрос: сочетают очные и дистанционные уроки, проводят гибридные уроки с применением дистанционных технологий.
Елена Иванова резюмировала: «Изучение нормативных документов необходимо для понимания работы в настоящих условиях. Необходима гибкость в построении образовательного процесса с детьми, введение интерактива для исключения проблемы „говорящей головы“. Наставничество поможет грамотно настроить рабочий процесс».
Дискуссия оказалась интересной для понимания того, каким образом школы справлялись с возникшими в новых условиях проблемами и как приобретенный опыт поможет в организации образовательного процесса в будущем.
На семинаре присутствовал корреспондент «Вестей образования»: с материалом, подготовленным газетой по итогам мероприятия, можно ознакомиться по ссылке.