Top.Mail.Ru

Детская литература как событие

Международная конференция-форум «Детская литература как событие» состоялась!

За все три дня — 15, 16 и 17 декабря — на конференции приняли участие более 300 участников, из которых более 50 человек — студенты.

Первый день конференции был посвящен возрастной адресации, гендерной репрезентации и визуальности в детской литературе, которые были раскрыты на открытых лекциях Марины Аромштам, Анны Годинер, Ольги Бухиной, Марии Скаф, Татьяны Рудишиной.

Большой интерес вызвал круглый стол «„Мухи отдельно, котлеты отдельно“ — книжка-картинка как объект исследования», который объединил в себе тех, кто создает книжки-картинки, и тех, кто их читает и исследует. Развернулась интереснейшая дискуссия, в которой приняли участие Ольга Мяэотс, Татьяна Рудишина, Мария Скаф, Светлана Прудовская, Екатерина Асонова, Виктория Львовская, Елена Романичева, а также библиотекари и педагоги, иллюстраторы и издатели.

Круглый стол «Особое чтение: читательские практики со специализацией» напротив, собрал только педагогов, так как тема чтения освещалась на нем в неожиданном ключе — если нет и не может быть инструмента принуждения к чтению, то есть ли шанс у учителя приобщить к чтению? В фокусе внимания оказались дети-билингвы, проживающие за рубежом, а также дети, которые обучаются в заочной форме.

Во второй день конференции большее количество участников и слушателей проявили интерес к секции «Странные и неудобные темы детской
и подростковой литературы: огорчительные, раздражительные, вызывающие и слишком взрослые», где взглядами на непростую детскую литературу поделились коллеги из России, Франции и Америки.

Продуктивный и очень полезный для современных руководителей детского чтения разговор состоялся на круглом столе об антропологии детского и семейного чтения, в котором внимание участников было сосредоточено на необходимости перехода от «педагогического» подхода в организации читательской среды к антропологическому.

Жаркие дискуссии велись на круглом столе «Критика детской литературы: тени прошлого в настоящем»: почему сегодня очень мало пишется критических статей на современную детскую литературу? Может ли современная критика всерьез влиять на качество произведений? Участники круглого стола, среди которых были и те, кто пишет статьи и обзоры о современной литературе, пришли к выводу о том, что литературный ландшафт меняется, участникам литературного процесса интересны другие формы взаимодействия. Вопрос о площадке для литературной критике и ее читателе пока остался открытым.

Третий, завершающий, день конференции был ознаменован неожиданным приездом авторов современной подростковой литературы — Нина Дашевская, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, Елена Борода приняли участие в дискуссиях конференции о том, какие книги нравится читать современным подросткам, и о том, какие стратегии выбирают сегодня издатели.

Высокий градус научности конференции поддерживался на секции «„Дальние страны“: изображение и восприятие культурного другого в детской литературе», которая была открыта лекцией Ильи Кукулина «Превращение в другого: рефлексия самоотчуждения в современной детской литературе и ее специфика в постсоветском контексте». Вступительной лекцией была раскрыта проблематика и определены направления для дискуссии.

Количество участников, разнообразие их интересов, впечатления о насыщенной и разнообразной программе конференции, которыми они делятся, говорит о том, что серьезное отношение к детской литературе объединяет многих и задаёт проблематику для новых интересов и исследований.

Материалы события постепенно появятся на сайте конференции и будут опубликованы в итоговом сборнике.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»