26 января 2021 г. в Институте культуры и искусств МГПУ прошёл международный семинар «Архаисты vs. Новаторы. Проблемы образования в цифровую эпоху».
Идея семинара возникла у магистрантов программы «Event-технологии в индустрии креативного досуга» и их преподавателя, доцента Департамента СКД и сценических искусств Ирины Мурзак. Организаторы привлекли к участию в дискуссии экспертов и профессионалов-практиков из университетов и колледжей США, Италии и России. К обсуждению были вынесены вопросы:
— использование цифровых технологий для дистанционного и смешанного обучения
— особенности взаимодействия участников образовательного процесса
— особенности образовательных процессов в творческом вузе; как преодолеть конфликт понимания мотивации получения знаний
— адаптация действующих образовательных технологий к цифровой специфике
Семинар проходил онлайн на платформе Zoom и транслировался на страницах социальных сетей Facebook, Youtube и ВКонтакте Института культуры и искусств МГПУ. Его открыла директор Института культуры и искусств Ирина Левина. Ирина Дмитриевна, приветствуя участников, сказала о том, что это замечательная инициатива — в это непростое для образования время говорить об этом непростом времени, обсуждать актуальные для всех сейчас вопросы онлайн-обучения.
После приветственного слова Ирины Левиной с докладом «Архаисты vs. Новаторы. Опыт экстренного дистанционного обучения с позиций учебной коммуникации» выступила модератор семинара, доцент Ирина Мурзак. Ирина Ивановна делилась опытом работы со студенческими группами в дистанте, говорила о важности использования современных методик, деятельностного подхода и «болевых точках» онлайн-образования. К сожалению, во время её выступления произошло неприятное происшествие — в онлайн-конференцию вторглись «зумбомберы» и организаторы экстренно создали новое онлайн-собрание, в которое были приглашены только зарегистрированные участники. Вернувшись к дискуссии, участники собрания отметили, что подобные хакерские вторжения — одна из актуальнейших проблем современной цифровой реальности.
С докладом «Компетентностная модель обучающегося, реализованная на MOODLE-портале» выступила специалист по карьерному росту Американского университета, г. Вашингтон (США), Анна Литман / «Competence-Based Student’s Model in MOODLE» — Anna Litman, Career Advisor, American University, USA /Анна Литман рассказала о «виртуальной жизни» студентов и сотрудников Американского университета, о межфакультетном сотрудничестве, об использовании в работе со студентами платформ Zoom и Youtube, о новых платформах CANVAS и Handshake, о необходимости «переключения внимания» слушателей во время онлайн-занятий уже после восьмой минуты вебинара и о том, что цифровая форма образования, принеся с собой новые трудности в организации учебного процесса, при этом имеет и преимущества. Например, факультеты университета, не сотрудничавшие в «очную» эпоху, в онлайн-формате создают общие мероприятия, концерты и показы, устраивают встречи выпускников.
Следующим докладчиком была Виктория Браилица-Бонелли (США), президент компании Priority College, советник по образованию в США. В своём докладе она рассказала о «лайфхаках» дистанционного обучения / «Pedagogical Communication in Distance Learning» — Victoria Brailitsa Bonelli, President of Priority College, Education Counsellor, USA /Виктория рассказала о статистических исследованиях экспертов, которые показывают, что даже после окончания пандемии «двойная» жизнь останется — частично «в онлайне» сохранится и высшее, и среднее образование. Поэтому необходимо помочь в онлайн-учёбе и студентам, и преподавателям. Оказалось, что в социальном плане онлайн-формат обучения комфортнее для интровертов, у которых иногда возникают трудности адаптации в «живом» коллективе. Социально активным студентам, конечно, в онлайне не хватает реального общения. В этом помогают — ролевые игры, включение видеороликов во время занятий, фотографии студентов — сюрпризы в презентации преподавателя, необычные задания «не по программе» и, конечно, личные нотки, «разбавляющие» монотонность учебного процесса: рассказ о себе, своем доме, собаке
В конце семинара Виктория Пермесская и Анастасия Жукова вместе представили доклад магистрантки 1 курса «Event-технологии в индустрии креативного досуга» Полины Сипченко, которая, к сожалению, из-за болезни не смогла присутствовать на встрече: «Как уйти от доклада с презентацией и представить новые формы отчетности студента».
Все выступления спикеров семинара вызывали очень живой отклик у участников семинара, возникало много вопросов и комментариев, а также предложений в ближайшее время испробовать и использовать на практике как методики, так и цифровые сервисы, о которых рассказали спикеры.Семинар показал важность обмена новейшим опытом и взгляда с различных сторон на проблему онлайн-образования — как со стороны преподавателей, находящихся «в кадре», так и со стороны студентов.
Видеозапись трансляции семинара «Архаисты vs. Новаторы. Проблемы образования в цифровую эпоху» доступна по ссылке