Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Любовь Борусяк уверена: онлайн-обучение — отражение системы образования в целом. Этому утверждению действительно есть обоснования. О них Любовь Фридриховна рассказала в статье «Если на дистанте учителя „тупо велят читать учебник“, они так делали и в школе».
Когда часть школьников перешла на дистанционное обучение, многие родители стали замечать, что преподаватели не только плохо справляются с техническими проблемами обучения (например, у них возникают сложности в овладении онлайн-платформами и интернет-ресурсами), но и учат гораздо хуже, чем при традиционном формате работы. Однако это утверждение справедливо только в отношении тех учителей, которые просто не умеют по-другому.
«Такой у них профессионализм и интерес к своей работе, — объясняет Любовь Борусяк. — Можно их за это осуждать, можно принять во внимание низкую зарплату, высокую нагрузку, занятость бессмысленными отчетами, на что они справедливо жалуются, но это дела не меняет. Если учитель может и хочет учить, он старается это делать. У одних получается лучше, у других хуже, но чтением учебника дело не ограничивается».
Вынужденный переход на дистант обнажил и ярко продемонстрировал проблемы школьного обучения — проблемы классно-урочной системы, сложившейся десятилетия назад. Проводя часы перед монитором, дети сильно устают, но разве они не уставали и раньше, просидев неподвижно восемь уроков в душном классе? Разве заучивание теорем и запоминание формулировок ведет к росту интереса, если ученик не понимает, зачем он это делает?
Важно понять одно: и онлайн- и офлайн-обучение эффективно лишь тогда, когда у обучающегося есть мотивация. Разница лишь в том, что многие наработки и приемы, которые успешно работают в классе, при онлайн-обучении теряют свою эффективность. Учителя вынуждены искать новые способы подачи материала и другие приемы удержания внимания школьников. Все это требует от них немало времени, сил, а главное — желания. А вот дальше каждый учитель решает для себя, по какому пути ему идти: по этому новому и не вполне изведанному или же по давно привычной дороге безликих учебников и скучных параграфов.
Полный текст статьи можно прочитать здесь.