17 декабря в Институте среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского прошла дискуссионная лекция научного сотрудника лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО МГПУ Олега Геннадиевича Кравцова по теме «Анатомия девиантности».
Мероприятие стало первым из серии семинаров лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО в этом учебном году. Оно было задумано и проведено как совместная инициатива лаборатории и студенческого научного общества института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского. Модерировал встречу председатель СНО Даниил Шелепин.
Олег Геннадьевич Кравцов начал встречу с цитаты, которую приводил в своих трудах Л.С. Выготский: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Намеки на высшее у низших видов животных могут быть понятны только в том случае, если это высшее уже известно». Это высказывание К. Маркса. Парадоксально? Как и проблема девиантности, ведь девиантное поведение — проблема комплексная. Какова же ее «анатомия»?
Девиантное поведение, деструктивное по своей сути, вредит не только самому человеку и, но обществу в целом. А изучение девиантного поведения интересно не только с научной, но и с практической точки зрения, особенно — для специалистов системы образования. И тем более оно интересно будущим педагогам, только начинающим свой путь в профессию, в понимание душевного устройства мира детей и подростков.
Тема лекции вызвала живой интерес среди преподавателей и студентов — в виртуальной «аудитории» собралось около 100 человек.
В ходе дискуссии О.Г. Кравцов познакомил собравшихся со своей авторской позицией по проблеме, подчеркивая, что единого подхода к пониманию термина девиантности и пути преодоления и профилактики этого явления нет и не может быть. На ярких жизненных примерах слушатели узнали о явлении девиантности и ее типологии и причинах.
Тема вызвала множество вопросов. Если девиантность — не норма, что считать нормой? Что делать если мы столкнулись с девиантным поведением в нашей профессиональной педагогической деятельности? Как работать с девиантным поведением, как планировать и выстраивать свою работу? Олег Геннадьевич увлекательно отвечал на каждый вопрос.
В конце встречи возникло предложение о том, чтобы снова собраться и познакомиться с реальными практическими способами работы с девиацией в образовательной практике. А заведующий лабораторией проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО Лев Геннадьевич Кравцов, подчеркнув, что обсуждаемая проблема очевидно вызывает интерес студенческой части аудитории, предложил пригласить студентов — участников студенческого научного общества ИСПО к дальнейшему диалогу и возможным совместным исследованиям.
Все участники дискуссии выражают Олегу Геннадьевичу Кравцову искреннюю благодарность за увлекательное путешествие в мир профессиональной психологии!
А следующая встреча в научном клубе СНО ИСПО состоится 18 февраля 2021 года. В качестве гостя мы ждем научного сотрудника лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО Е.Л. Бережковскую. Речь пойдет о проблемах развития самостоятельности студентов. Приглашаем всех желающих, следите за анонсами!