5 декабря 2020 года прошел семинар «Исследование действующих практик функционирования русских школ за рубежом», в котором сотрудники Института системных проектов МГПУ поделились опытом своих исследований дошкольного и школьного образования.
Заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Анастасия Белолуцкая совместно с содокладчиком Мариной Лихошерстных, специалистом Центра образовательных инноваций «Шаг», представила доклад «Результаты исследования действующих практик функционирования русских школ за рубежом». Целью исследования было выявление лучших практик и описание опыта русских школ по популяризации русского языка и культуры за рубежом. Для этого авторы провели многочисленные интервью с руководителями школ, анкетирование, а также собрали данные из открытых источников. Были проанализированы формат работы и разные формы собственности школ, образовательные программы, используемые учебники и учебные пособия, стратегии и тактики образовательных учреждений во время перехода на дистант. Все это позволило выявить существующие проблемы и необходимые меры поддержки. Подробно познакомиться с презентацией к докладу можно здесь.
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка, выступила с докладом «Результаты исследований: детский сад и начальная школа — преемственность в современных условиях». В начале своего выступления Ольга Александровна сопоставила ожидания учителей от выпускников детского сада и мысли воспитателей о том, что они считают необходимым для успешности в школе. Далее были приведены результаты американских, английских и российских исследований, посвященных преемственности детского сада и начальной школы. Ольга Александровна резюмировала, что для того, чтобы ребенок был готов к учебной деятельности, в детском саду должны быть созданы условия для деятельности. Примерами такой деятельности будут:
- поиск мотивов;
- постановка целей;
- планирование;
- поиск решения;
- рефлексия.
«Важно уйти от вопроса „как подготовить ребенка к школе“ к вопросу „как должны“ действовать детский сад и школа, чтобы ребенок мог стать субъектом своей жизни», — подчеркнула Ольга Шиян.
Предлагаем ознакомиться с презентацией доклада.