Top.Mail.Ru

О том, как прошла конференция памяти Л.А. Сулержицкого

С 26 по 28 ноября 2020 года прошла Всероссийская конференция памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства». Вот уже 9 год мероприятие объединяет представителей театрального и педагогического сообществ.

Стало уже привычным, что в эти ноябрьские дни на одной площадке для открытого диалога встречаются адепт семейного образования и педагог крупного образовательного комплекса, школьный библиотекарь и прогрессивный театральный критик, режиссер-новатор и хранитель традиций, театр мегаполиса и маленькая театральная студия. Для участников мероприятия организуются научно-практические лаборатории, мастер-классы, открытые показы, круглые столы, которые чередуются с чтениями памяти Сулержицкого, по своей природе более теоретическими, камерными и в то же время обобщающими.

Организаторы

В этом году конференция впервые прошла в очно-дистанционном формате. Обстоятельства заставили организаторов не только перенести многие мероприятия в онлайн, но и сузить организационный штаб до минимума. Идейными вдохновителями стали ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Александра Никитина и старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ Татьяна Климова. Техническую возможность присутствия в живом и дистанционном формате обеспечили специалисты лаборатории социокультурных образовательных практик Елена Калиничева и Дарья Маймистова.

Разумеется, все происходящее стало возможным благодаря поддержке заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Екатерины Асоновой, а также почти незримому участию изначальной авторской группы конференции: Марии Фоминовой, Михаила Быкова, Юлии Рыбаковой.

Благодаря проделанной организаторами работе мероприятие состоялось в максимально возможном в данный момент объеме.

День первый

Конференцию открыла творческая онлайн-встреча «Здесь и сейчас. Искусство в пространстве личности», ведущим которой стал Александр Демахин, актер, режиссер, журналист, абсолютный победитель конкурса «Учитель года». Встреча порадовала рядом интересных видеосюжетов, повествующих о творческой жизни города Сергиев Посад. В частности, участники увидели фрагменты многожанрового сериала по роману «Война и мир», снятому старшеклассниками во время весеннего карантина. Разнообразные перипетии романа, воплощенные визуально при помощи подручных домашних средств и современных девайсов, будь то невеселая картина военного госпиталя или размышления Элен о преимуществах католического вероисповедания, вызвали ассоциации с легендарным спектаклем Петра Фоменко «Война и мир. Начало романа».

Занимательным стало и другое выступление Александра Демахина, послужившее очным открытием конференции. Представленный им проект был связан с идеей изучения основ истории архитектуры на улицах родного Сергиева Посада. Размышляя о том, как сделать прошлое и настоящее частью своей личной реальной истории, участники обсудили роли оживляющих прошлое контекстов, контексты пространств и сообществ, инкультурацию, пространство театра как пространство рождения живой связи различных культур.

Далее состоялся мастер-класс в онлайн-формате, посвященный перформансу в образовании, под руководством Владимира Бочарова, режиссера, куратора и перформера, лауреата премии «Золотая маска». Он разносторонне и азартно исследовал такой, казалось бы, простой и обыденный феномен как приветствие. Впрочем, в мире современного искусства справедливо и зеркальное определение: перформанс все чаще становится формой творческого исследования чего-либо.

День второй

Во второй день конференции участникам предоставилась возможность очного участия в режиссерской лаборатории «Театральные миры как путь становления личности и культуры» Валерия Зиновьева. «Увлекшись игрой, мы не заметили, как пролетел этот день, оставив нам на память свой глубокий творческий след, отчетливые очертания эскиза первого акта спектакля, радость телесного и эмоционального движения и взаимного внимания друг к другу. Каждый творческий метод стоит того, чтобы с ним познакомиться и практиковать его, если он близок по духу, интересен и продуктивен. Каждый метод может стать основой творческого пути, если его придерживаться», — поделилась впечатлениями одна из участниц.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
День третий

Третий день начался с искрометного мастер-класса в онлайн-формате «Оденьте Давида немедленно!», который провела театральный педагог, театровед, гештальт-терапевт и учитель литературы Юлия Осеева. Вместе с участниками она осваивала новые виртуальные платформы и инструменты. И если для подростков это было веселой игрой, облегчающей освоение литературного пространства, то для многих из студентов попытка овладения этими инструментами оказалась трудновыполнимой, но столь же веселой, помогающей с юмором посмотреть на себя и сложившуюся ситуацию.

Онлайн-формат предоставил также возможность более подробно познакомиться с проектом «Международная режиссерская лаборатория в школах города: путешествие по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несколько лет назад этот проект вызвал большой творческий резонанс, эхо которого благополучно распространяется и сейчас, инициируя всевозможные новые творческие идеи партнерского взаимодействия школы и профессионального театра.

Вечером на сцене Центра им. Мейерхольда для участников конференции состоялся московский «Герой нашего времени». Спектакль, осуществленный профессиональными артистами, режиссером Сергеем Алдониным и драматургом Михаилом Бартеневым по мотивам книги «Княжна Мэри». Одна из частей «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова была очень творчески прочитана и переписана девятиклассниками из московской школы «Класс-Центр». В реалиях нашего времени главными действующими лицами спектакля стали учителя литературы, преподающие школьникам роман.

Далее сотрудники МГПУ Александра Никитина и Татьяна Климова провели со зрителями обсуждение спектакля в формате блиц-интервью, а творческая команда спектакля рассказала о процессе его создания.

Завершилась конференция круглым столом в онлайн-формате, на котором с подведением итогов выступили художественный руководитель театра «Пиано» Владимир Чикишев, начальник творческих проектов Новосибирского театра «Глобус» Михаил Моисеев, начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного Театра Никита Плеханов и руководитель литературно-драматической части Саратовского театра юного зрителя Анастасия Колесникова.

Все желающие участники видеотрансляции также поделились полученными впечатлениями и подняли воображаемую или реальную чашку чая как символ творческого zoom-приветствия.



Анонсирована программа XIII ежегодной конференция ЕАОКО


26 ноября 2024 г.


В программе — пленарные сессии, круглые столы и секции с участием российских исследователей образования, а также зарубежных экспертов

В МГПУ рассказали о профессии инструктора-проводника для 400 школьников


26 ноября 2024 г.


Насыщенная программа, состоящая из мастер-классов, туристических игр и лекций от знаменитых путешественников, погрузила учащихся в мир туризма