25−28 ноября 2020 года в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина прошла V Международная научно-теоретическая конференция «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм, мультимодальность и поликультурность как предпосылки новой креативности», организованная Научной группой «Полилнгвизм и поликультурность в эпоху постграмотности» при поддержке Гранта РФФИ 20−011−22 081. МГПУ был представлен и.о. заведующего кафедрой французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Светланой Михайловой. Кроме того, под её руководством, магистранты 1 года обучения ИИЯ МГПУ посетили серию мастер-классов «Полилингвизм в цифровой среде» (направления подготовки «Цифровая лингводидактика» и «Романские языки в контексте национальных культур»).
В форуме приняли участие свыше 200 исследователей из Екатеринбурга, Самары, Санкт-Петерурга, Москвы, Барнаула, Тюмени, Тамбова, Омска, Мурманска, Нур-Султана, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Иркутска, Одессы, Петрозаводска, Краснодара, Армавира, Улан-Батора и др. городов Российской Федерации и зарубежных стран.
В ходе форума разворачивались дискуссии по актуальным проблемам современной теории культуры, человека, языков и текстов.
Главные направления обсуждений:
- Что такое человек и культура, человеческое и культурное, в чем их уникальность и самоценность?
- Что такое интеллект человека и интеллект машины, в чем их сходство и различие, где, в чем и как они взаимодополняют друг друга и усиливают, а где конкурируют и редуцируются?
- Что будет представлять из себя новая грамотность и какими путями ее нужно формировать?
- На каких языках продолжится человеческое и человеко-машинное общение, и как будут выстраиваться коммуникации в новой культурно-цивилизационной цифровой реальности?
Доклады выступающих касались идей новая креативности, мультимодальности и интермедиальности в искусстве, информальных медиапрактик, обучения иностранным языкам, русскому языку и литературе в эпоху постграмотности.
По итогам форума опубликована коллективная монография «Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multi-modality and Multiculturalism As Preconditions for New Creativity».