2 декабря 2020 года методисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ и учителя московских школ — участники методических клубов — открыли серию встреч, посвященных «сложным» вопросам школьной программы.
Часто мы думаем, что трудности, с которыми сталкивается каждый учитель, уникальны. Но стоит только начать разговор, как выясняется, что мы не одиноки и в совместном обсуждении можно находить различные подходы к разрешению «сложных» вопросов школьной программы. Хорошо, что именно на площадке Института содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета организованы методические предметные встречи педагогов.
Вовлеченность учителей и приглашенных экспертов в диалог подтвердила, что обсуждаемая тема актуальна для всех предметов.
Так, в ходе работы методического клуба по биологии эксперт встречи — П.М. Скворцов, председатель региональной предметной комиссии ГИА-9 по биологии, внес конструктивные предложения по выделению «сложных» вопросов, которые вызывают у школьников затруднения при изучении общих биологических закономерностей в основной школе. Интересный диалог о сложных вопросах ГИА -11 состоялся у учителей с экспертом Я.В. Скворцовой, которая обозначила области проблем в изучении биологии в средней школе. Учителя биологии Ю.А. Мокроусова, А.В. Тавровская, М.Л. Маркова включились в обсуждение, представляя педагогический взгляд учителей-практиков на причины сложности некоторых тем в основной и старшей школе.
На заседании клуба учителей математики присутствовал Зайцев Алексей Иванович, старший научный сотрудник Сколковского института науки и технологий. По многим вопросам мнение учителей совпало с экспертным, но было и о чем поспорить. Как подвели итого встречи учителя: «Именно в таком диалоге и рождаются решения, которые помогут развивать перспективные направления в преподавании математики».
На методическом клубе учителей химии прошло активное обсуждение сложных вопросов школьной программы по химии на основе результатов ГИА по предмету.
В работе клуба приняла участие Снастина Марина Геннадьевна — член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по химии. При анализе результатов ЕГЭ по химии прошлого года по г. Москве эксперт обратила внимание участников встречи не только на допущенные ошибки выпускников, но и на предметное содержание, лежащее в основе заданий, по которым старшеклассники показали низкие результаты.
Участники встречи проявили активность и большую заинтересованность в обсуждении сложных вопросов школьной программы по химии, в выявлении затруднений у школьников при их изучении.
Учителя, присутствовавшие на заседании методического клуба по технологии, особое внимание уделили вопросу овладения средствами и формами графического отображения, пониманию объемного изображения предметов, так как этот вопрос является ключевым для технической и технологической грамотности обучающихся.
Отзыв учителей физической культуры по итогам работы был следующим: «Предмет физическая культура, как никакой другой, нуждается в дополнительных методических разработках. Мы, учителя, готовы к сотрудничеству и рады получить такую возможность. Ведь только общими делами можно вывести предмет на новый уровень».
Учителя русского языка и литературы, опираясь на анализ результатов ГИА и опроса среди педагогического сообщества предметников, в совместной работе выделили вопросы школьной программы, которые из года в год вызывают у детей сложности при изучении и, следовательно, требуют особых педагогических решений.
Спикер встречи — учитель литературы ГБОУ Школа 1514 А.А. Скулачев, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член ЦПМК ВсОШ по литературе, представил экспертное мнение по обозначенным проблемам и активно включился в обсуждение членами клуба организационных и содержательных причин возникновения «сложных» вопросов.
В итоге встречи учителя русского языка и литературы выделили особенности предметного содержания, междисциплинарные связи, выявили «слабые» места рабочих программ и поставили задачи на поиск эффективных способов решения «сложных» вопросов.
Учителя географии обозначили как один из важных моментов, вызывающих затруднение у учащихся, — формирование функциональной грамотности школьников: «Особого внимания заслуживают задания, в которых необходимо проанализировать текст и соотнести информацию из текста с картой. Здесь присутствует как проблема восприятия информации из текста, так и сложности в работе с картой».
Встреча учителей физики прошла в атмосфере живого общения. Все по-разному выражали свое отношение к проблемам и поиску причин: кто-то активно включался в обсуждение, опираясь на свой опыт и опыт коллег, кто-то ограничивался сообщениями в чате, а кто-то погрузился в глубокую задумчивость над поставленной задачей и не готов был сразу предложить решение.
Было ясно, что собрались учителя-практики, открытые для диалога и конструктивных решений, не маскирующие проблему, а готовые действовать над ее устранением, единомышленники, неравнодушные к результатам своей деятельности и деятельности учащихся. Большой эмоциональный заряд получили и учителя, и методисты от продуктивного сотрудничества и сотворчества.
В качестве резюме встречи специалистов в области преподавания иностранных языков можно привести фразу спикера-эксперта встречи — Галины Валентиновны Перфиловой: «В современном мире идет процесс переосмысления всего контекста преподавания и изучения иностранного языка. Задача преподавателя не в том, чтобы обучить языку, а в том, чтобы научить коммуницировать».
Продуктивно и насыщенно прошло обсуждение «сложных» вопросов и в методическом клубе учителей музыки. Учителя с увлечением выслушали выступление спикера — кандидата педагогических наук, учителя музыки ГБОУ Школа № 1619 Т.И. Бондаренко, которая в качестве одного из «сложных» вопросов обозначила содержательный анализ крупных жанров инструментальной музыки. Активными участниками встречи стали учителя музыки московских школ Н.Г. Марданян, И.А. Переверзева, О.Г. Рыжова.
Общий отклик учителей музыки: «Тема клуба предложила взглянуть на ситуацию преподавания под новым и интересным углом. Думаем, обновление ракурса поможет обновить и ситуацию с пониманием ребятами „сложных“ вопросов. И наш предмет станет еще на шаг ближе каждому школьнику и взрослому».
Более 100 учителей приняли активное участие в обсуждении «сложных» вопросов школьной программы начального общего образования по предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Участники предложили рассмотреть темы, требующие особых педагогических решений.
По мнению Е.В. Волковой, учителя начальных классов, председателя ассоциации учителей начальных классов г. Москвы: «Тема предмета, учебные результаты детей, безусловно, должны быть практико-ориентированы».
Л.А. Михеева, руководитель Университетской начальной школы МГПУ, высказалась о необходимости синхронизации программ по предметам, о важности выстраивания преемственности между уровнями образования".
«Очень важная и полезная встреча! От всей души благодарю коллег за командную работу!», — поделилась своим впечатлением Е.В. Рыбак, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1210.
На заседании методического клуба учителей обществознания обладатель Гранта Президента, Гранта за вклад в развитие МЭШ учитель школы № 1799 Ступина Оксана Анатольевна представила список «сложных» вопросов по предмету, сформированный с учетом анализа результатов ГИА и диагностик МЦКО. Оксана Анатольевна говорила не только о проблемных темах, но и о том, как можно выйти на их успешное освоение.
Это выступление позволило педагогам, участникам клуба, оперативно включиться в обсуждение причин проявления «сложных» вопросов, среди которых были названы и проблема осмысления тем учениками, многие из которых, по мнению эксперта, сложны даже для восприятия студентов 1−2 курса. Л.П. Куренная, учитель школы № 49, в качестве причины отметила отсутствие связи многих «сложных» вопросов с практическим опытом учеников. Усложняет изучение программы, по мнению учителя школы № 2083 Децюка Андрея Руслановича, и наличие различных позиций исследователей по тем или иным вопросам.
Верим, что продолжение работы участников клубов над «сложными» вопросами подарит им положительный эмоциональный отклик и откроет новые профессиональные горизонты. Надеемся, что работа такой дружной команды учителей московских школ и методистов Института содержания, методов и технологий образования бросит вызов «сложным» вопросам и будет полезной и для учителей, и для учеников.
С нетерпением ждем новых встреч с учителями и экспертами!