9−12 ноября 2020 года в формате онлайн-трансляции прошла очная часть федерального этапа VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2020». Конкурс был организован и проведен Министерством Просвещения Российской Федерации в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта. В конкурсе принимали участие образовательные организации, которые наравне с основными реализуют адаптированные образовательные программы, которые используют в практике инклюзивные подходы.
Конкурс проводился по двум номинациям.
- «Лучший инклюзивный детский сад России-2020»
- «Лучшая инклюзивная школа России-2020»
Впервые в этом году финал конкурса прошёл в дистанционном формате. К очной части федерального этапа были допущены финалисты заочной части — 40 образовательных организаций из 33 регионов России, по 20 в каждой номинации.
В адрес финалистов конкурса поступил приветственный адрес от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анны Юрьевны Кузнецовой, в котором отмечается «важность и доступность образования, определяющие весь ход дальнейшей жизни ребёнка, выбора профессии, реализации себя в семейной жизни».
Финалистов приветствовала также директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская.
К участникам и гостям конкурса обратилась член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, президент Межрегиональная общественная организация социальной помощи детям «Наши дети» Юлия Константиновна Зимова и председатели жюри.
В этом году председателем жюри «Лучший инклюзивный детский сад-2020» была директор Института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ; доктор педагогических наук, профессор Оксана Георгиевна Приходько. В приветственном слове она отметила важность проведения конкурса, который даёт возможность обмениваться лучшими практиками моделей инклюзивного образования с другими педагогами для дальнейшей эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В состав жюри в номинации «Лучший инклюзивный детский сад-2020» также входила доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Аща Айирмагомедовна Гусейнова.
12 ноября состоялась торжественная церемония закрытия VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
В своём выступлении на торжественной церемонии закрытия Оксана Георгиевна отметила, что для многих детей с особыми образовательными потребностями включение в инклюзивную образовательную среду может стать лучшим началом жизненного пути, поэтому важно предоставить им такую возможность.
Лучшим инклюзивным детским садом стал детский сад № 390 (г. Нижний Новгород), второе место занял детский сад № 40 «Солнышко» (г. Коломна, Московской области), третье место — детский сад № 271 (г. Ижевск).
Генеральным партнёром конкурса — Благотворительным фондом «Галчонок», Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Межрегиональным Союзом дефектологов и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждены дополнительные номинации.