Top.Mail.Ru

«UniverCity»: взаимодействие школы и города

Тема взаимодействия школы и города занимает важное место в новом сборнике «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами МГПУ.

Например, статья «Как город может и должен изменить педагогическое образование» предлагает один из вариантов ответа на этот вопрос: город дает возможность учителю приобрести компетенции исследователя и проектировщика образовательного процесса. Эти навыки подготовят его к профессиональной деятельности в условиях современного города и помогут сформировать компетенции, которые нужны городскому учителю.

Как же достичь этой цели? Авторы исследования утверждают: помочь в этом смогут различные формы учебной деятельности, связанные с исследованием и проектированием городской образовательной среды. Благодаря им обучающиеся научатся распознавать образовательный потенциал в городских объектах и работать с городской средой.

Среди компетенций, которые нужны городскому учителю, авторы статьи выделяют следующие:

  • исследовательская компетенция. Формируется, когда будущий педагог относится к городу как к объекту изучения; умеет самостоятельно ставить исследовательские задачи и использовать знания по педагогике и психологии (например, при оценке городской инфраструктуры, изучении мнений горожан и т. п.);
  • предметная компетенция. Это осведомленность педагога о разнообразии городских образовательных ресурсов по предмету, знание о том, как учебный предмет «представлен» на карте города (наличие специальных учебных проектов для школьников, специализированных ресурсов и т. д.);
  • коммуникативная компетенция. Это способность налаживать контакты с различными партнерами из числа городских организаций, а также умение коммуницировать с различными аудиториями: обучающимися, родителями, коллегами, представителями организаций;
  • методическая компетенция. Заключается в готовности проектировать учебные задания для формирования у обучающихся специальных «городских» компетенций (ориентирование в городском пространстве, социальные навыки, профориентация). Кроме того, это также умение проектировать учебные задания по предмету с использованием городских ресурсов (например, учебный день в музее, занятие в библиотеке, урок в парке или в другом городском пространстве, задания для самостоятельной работы, организация учебных исследований, проектной деятельности.

Подробнее о том, какие именно формы учебной деятельности помогут развить вышеупомянутые компетенции городского педагога, читайте в статье «Как город может и должен изменить педагогическое образование» (авторы: Екатерина Асонова, Анастасия Россинская, Максим Буланов).

Еще одна статья расскажет читателю о родительских стратегиях при организации дополнительного образования подростков. Исследование проводилось среди родителей школьников 11−16 лет, проживающих в Новомосковском административном округе. В ходе опроса респонденты ответили на следующие вопросы:

  • помимо школьной программы, где еще получает образование Ваш ребенок?
  • сколько времени у ребенка уходит на то, чтобы добраться на занятия вне школы?
  • сопровождаете ли Вы ребенка до места проведения дополнительных занятий?
  • что для Вас значимо при выборе внешкольных форм активности?
  • в каких районных мероприятиях принимает участие Ваш ребенок?
  • куда обычно ходит Ваш ребенок с друзьями?

Полученные ответы позволили сделать вывод, что при планировании образовательных маршрутов детей родители выбирают для себя одну из 3 стратегий.

Максимальное использование образовательных ресурсов района проживания. Родители, выбирающие эту стратегию, ориентируются на ресурсы образовательных организаций своего района: это программы, предлагаемые в школе во второй половине дня, в выходные дни и в период каникул, а также в кружках и секциях в близлежащих организациях дополнительного образования. При реализации данной стратегии жизнь подростков вполне разнообразна, но ограничена возможностями района проживания. При этом они не включаются активно в социальную жизнь района и меньше, чем сверстники, посещают районные мероприятия.

Повышение качества образования при ограниченных ресурсах. В этом случае помимо дополнительных образовательных программ, реализуемых различными образовательными организациями района, для удовлетворения образовательных потребностей детей используются ресурсы репетиторов, проживающих поблизости. Важной особенностью подростков, родители которых выбирают данную стратегию, является низкая социальная активность и небольшой круг друзей. На это могут влиять личностные факторы, также это может являться и временной характеристикой, обусловленной недавним переездом в новый район.

Расширение образовательных возможностей за счет ресурсов города. Родители, выбирающие эту стратегию, рассматривают дополнительное образование не только как возможность повысить образовательные достижения своего ребенка, но и как инструмент его социализации. Эта группа респондентов в качестве образовательных ресурсов использует разнообразные возможности города, а их дети чаще других посещают кружки и секции за пределами района, в том числе в организациях высшего и профессионального образования. Сами подростки демонстрируют социальную активность и для организации своего досуга выбирают места, не ограничиваясь местом жительства.

Подробнее о том, чем руководствуются родители, самостоятельно планирующие образовательные маршруты своих детей, читайте в статье «Родительские стратегии при организации дополнительного образования подростков (на примере Новой Москвы)» (авторы: Елена Иванова, Екатерина Барсукова, Оксана Нестерова).



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса