Top.Mail.Ru

«UniverCity»: благополучие горожан в условиях дистанта

Рады сообщить, что издан новый, четвертый выпуск сборника «UniverCity: Города и Университеты», который будет интересен как педагогам, так и родителям обучающихся, а также всем, кто хочет быть в курсе современных образовательных тенденций. В сборник вошли результаты исследований 2019−2020 учебного года, которые были посвящены выявлению значимых, но не очевидных городских проблем и путей их решения.

Конечно, в исследованиях сотрудников МГПУ не могли не отразиться события, которые мы пережили весной 2020 года и продолжаем переживать сейчас. Сложная эпидемиологическая ситуация повлекла за собой изменения во многих аспектах человеческой жизни, в том числе — в образовании. Многие дети и их родители перешли в дистант: отныне ребенок должен был почти круглосуточно находиться дома в то время, как взрослым необходимо было продолжать выполнять свои рабочие обязанности. Тому, как общество справлялось с этими изменениями, посвящены несколько статей сборника.

Благодаря исследованию «Горожане на самоизоляции: Московский Декамерон» удалось выяснить, что самоизоляция усилила давление традиционных стереотипов на женщин: право быть профессионалом, работающим из дома, принадлежит отцу, а мать становится ответственной за обучение детей и либо вынуждена ограничить свою работу, либо должна уметь правильно комбинировать роли, что вызывает очень большой стресс. Кстати, именно эта категория горожан, мамы с высшим образованием, оказалась наиболее инициативной частью общества. Общая выборка составила 1839 респондентов. При этом среди респондентов 91% — женщины.

Участники исследования также рассказали об отношении к ограничениям, связанным с пандемией, и поделились своими переживаниями относительно последствий всеобщей самоизоляции: самым пугающим фактом для многих стала экономическая нестабильность. Опрос в целом показал, что в условиях пандемии респонденты не склонны к доверию в принципе, не рассчитывают на помощь соседей и волонтеров.

Авторы статьи заявили, что исследование благополучия человека в городе в условиях пандемии не окончено: повторный опрос может понять, как меняется настроение москвичей, а также какие меры, предпринятые в период пандемии правительством, системой здравоохранения, работодателями и системой социальной защиты, оказались в итоге значимыми для их жизни. Подробнее о том, как весенний локдаун повлиял на благополучие горожан, читайте в статье «Горожане на самоизоляции: Московский Декамерон» (авторы: Елена Нехорошева, Дарья Касаткина, Елена Алексейчева, Анастасия Кравченко).

С переходом в дистант дети стали еще больше времени проводить в интернете: онлайн-уроки, домашние задания, различные вебинары, в конце концов, общение с друзьями в социальных сетях. Многих родителей обеспокоила эта ситуация, а потому сотрудники МГПУ решили выяснить, может ли цифровая среда негативно влиять на развитие их детей.

К сожалению, да. Специалисты выделили следующие факторы риска:

  • интенсификация нагрузок (зрительной, слуховой и нервно-психической);
  • малоподвижность;
  • электромагнитные излучения;
  • стресс при потере информации;
  • формирование зависимости.

Авторы исследования провели опрос, в котором в частности попросили родителей ответить, каким образом, по их мнению, электронные устройства влияют на здоровье ребенка.

Результаты позволили сделать вывод, что большая часть родителей вполне отчетливо осознает риски влияния цифровой среды на развитие их детей. При этом взрослые пробуют противостоять негативным влияниям цифровой среды на подрастающее поколение, однако характер этого «сопротивления» носит преимущественно несистемный характер. Скорее всего, это связано с тем, что большинство родителей до конца не определилось с тем, какие именно факторы и элементы цифровой среды оказывают положительное, а какие негативное влияние на физическое развитие и психологическое здоровье детей.

В связи с этим возникают как минимум три задачи:

  • просветительская. Необходимо с помощью СМИ и интернета популяризировать важные результаты исследований (психологов, педагогов, гигиенистов, антропологов и других специалистов), касающиеся вопросов влияния технотронно-цифровой среды на человека, его развитие, здоровье и профессиональную деятельность;
  • исследовательская. Необходимо провести дополнительные изыскания, чтобы изучить представления родителей о факторах цифрового влияния на развитие и здоровье детей в первую очередь младшего возраста;
  • практическая. Необходимо определить решения психолого-педагогического и медико-гигиенического характера, которые бы могли усилить позитивные факторы цифровой среды и минимизировать негативные.

Подробнее о влиянии цифровой среды на развитие подрастающего поколения читайте в статье «Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей» (авторы: Сергей Степанов, Ирина Рябова, Евгения Гаврилова, Татьяна Соболевская).

Самоизоляция, объявленная весной 2020 года, вскрыла многие проблемы: например, родители, которые стали проводить со своими детьми намного больше времени, обнаружили, что занимать ребенка в течение дня — непросто. А занимать его в ограниченном пространстве — квартире — большой труд. Если вы хотите узнать, как создать развивающую среду дома и развивать ребенка даже в это непростое время, следующая статья для вас!

Чтобы перестать быть постоянным «аниматором» и научить малыша самостоятельности, инициативности, критическому мышлению, умению планировать и придумывать новое, нужно знать, что развивающее пространство для дошкольника это:

  • место (мебель, игрушки, другие материалы и само пространство);
  • отношения с теми, кто рядом (взрослыми и сверстниками);
  • время (баланс между свободным временем и структурированной активностью).

По каждой из этих составляющих в статье даны рекомендации, как поддерживать удовлетворение базовых эмоциональных потребностей ребенка и создавать развивающую эмоциональную атмосферу.

Кроме того, конкретные примеры того, что можно делать дома, станут отличной шпаргалкой для родителей! Обо всем этом читайте в статье «Как создать развивающую среду дома?» (автор Ирина Воробьева).



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса