С 16 по 21 ноября 2020 года состоялось обучение управленческих команд Удмуртской Республики по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Мероприятие стало частью Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Напомним, Удмуртская Республика вошла в число 8 регионов — участников программы по итогам конкурсного отбора в 2020 году.
Участники и организаторы
В обучении приняли участие команды 9 школ и 4 детских садов (всего 58 человек): управленцы, учителя, педагоги-психологи, воспитатели детских садов, представители организаций дополнительного образования, преподаватели колледжей и вузов. География участников охватывает такие крупные города, как Ижевск, Воткинск, Сарапул, а также сельские населенные пункты: п. Ува, с. Вараксино, с. Ягул, д. Малая Сюга.
Программа повышения квалификации была организована в смешанном формате: большая часть мероприятий прошла на платформе Zoom в то время, как ежедневная самостоятельная работа участников проходила на базе образовательных организаций Ижевска.
Татьяна Дрягина, заместитель министра образования Удмуртской Республики, на открытии очной части обучения управленческих команд подчеркнула значимость участия региона в Программе по развитию личностного потенциала: «Участие в программе созвучно направлениям развития образования в регионе, поскольку в ней заложен системный подход, соединены усилия науки и практики».
В старте программы приняли участие Юрий Бычковский, управляющий Удмуртским отделением Сбербанка, и Наталия Медведева, директор регионального центра информатизации и оценки качества образования. Руководитель программы Екатерина Хаустова акцентировала внимание на средообразующем характере программы, которая меняет культуру образовательной организации.
Преподаватели и эксперты
Обучение для управленцев Удмуртии провели:
- научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, процесс-ориентированный терапевт, специалист по психологии выбора, кандидат психологических наук Анна Фам;
- руководитель программы по направлению «Методология и оценка» Елена Дирюгина;
- руководитель программы по направлению «Внедрение» Денис Геттоев;
- профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор психологических наук Витольд Ясвин;
- заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, доктор педагогических наук Андрей Иоффе;
- ученый секретарь Ученого совета МГПУ, доцент, кандидат психологических наук Роман Комаров;
- заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ, доцент, кандидат психологических наук Елена Иванова;
- ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, кандидат исторических наук Людмила Бычкова.
Результаты работы
В последний день очного обучения все команды успешно представили концепции управленческих проектов создания личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях. Среди них:
- «Развитие личностного потенциала обучающихся и педагогов Гимназии» («Гимназия № 56», г. Ижевск);
- «Код успеха. Сто…» (Столичный лицей, г. Ижевск);
- «АРТ-квартал — территория возможностей» (Малосюгинская СОШ);
- «Организация творческой среды как стартовая возможность развития личностного потенциала каждого участника образовательного процесса» (МБДОУ № 250, г. Ижевск) и другие.
Участники сделали акцент на комплексном развитии всех компонентов образовательной среды. Они отметили необходимость в формировании навыков «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, координация), эмоционального интеллекта всех участников образовательного процесса. Кроме того, участники уделили внимание изменениям в пространственно-предметной среде с активным привлечением самих обучающихся через использование инструмента сопричастного проектирования.
По окончании обучения члены всех команд заполнили анкеты, где указали наиболее полезные для них результаты обучения:
- получение информации о структуре дальнейшей работы и о системе сопровождения со стороны федеральной команды;
- уточнение теоретических подходов Программы по развитию личностного потенциала и понятийного аппарата;
- возможность на практических занятиях подготовиться к написанию управленческого проекта;
- знакомство с федеральными преподавателями, модераторами, экспертами.
В течение двух месяцев управленческие команды будут дорабатывать свои концепции в полномасштабные проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях.
Программа по развитию личностного потенциала продолжается. Уже с 30 ноября по 5 декабря Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Лаборатория развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ проведут обучение управленческих команд Волгоградской области.