23 октября 2020 года Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, провела вебинар «Кто такой компетентный ребенок?». Приглашаем посмотреть видеозапись.
Тезисно:9:16: Первым словосочетание «компетентный ребенок» как психологическое понятие употребил автор книги «Дети страны Хюгге» Юуль Еспер. О компетентном ребенке также говорит Мария Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», написанной по результатам глубокого многолетнего исследования антропологии советского детства.
13:18. Буквально каждому ребенку доступен огромный массив информации, потому что у него в руках может оказаться планшет. Школьник — уже абсолютный цифровой абориген. Современный ребенок находится в потоке информации, и естественно, это накладывает определенную ответственность и на родителя и педагога, и на библиотекаря. Ведь библиотека — это тот институт, который отвечает за информационную безопасность общества и детского сообщества в том числе.
20:50: Есть два полюса у представления о безопасности. С одной стороны, мы можем считать безопасной ограниченную среду… И есть другой полюс безопасности, когда мы, напротив, предлагаем детям увидеть, иногда даже в утрированной форме, все аспекты их личной безопасности. Например, это лагерь, недельный поход, в котором детям предоставляется возможность увидеть, от каких их действий будут зависеть безопасность и комфорт их жизни.
27:45: Эта философия безопасности построена на взаимопонимании, на адекватном представлении ребенка о своей безопасности и осознании, что родители его поддерживают. Вот что скрывается за словосочетанием «компетентный ребенок».
30:40: А что для этого делает детская литература, движется ли она в эту сторону? Отвечает ли она на этот вызов современного общества?
30:50: Мы часто воспринимаем два культурных феномена: интернет и литературу, — как противопоставленные друг другу. Нам кажется, что они скорее конкуренты, чем союзники. Но если внимательнее посмотреть на те книги, которые появлялись раньше и появляются сейчас, особенно в последнее десятилетие, мы с вами сможем обнаружить, что они как раз стараются помочь нам наладить эту коммуникацию.
31:37: Первое, что захлестнуло новейшую литературу для детей и подростков за последние 10−15 лет, это так называемые «трудные темы» (в силу трудности их восприятия взрослыми). Появилось достаточно много книг, изданных очень по-разному… Это попытка вскрыть эту трудную, не всегда безопасную тематику в том формате, в котором ребенок может ее постичь: поговорить с детьми о войне, о буллинге, о неизлечимых генетических болезнях…