Современная школьная система требует от учителя не только базовых профессиональных знаний и умений, необходимых для организации образовательного процесса, но и развития «гибких» навыков и ИКТ-компетенций.
У школьного учителя возникает потребность в качественных обучающих программах, курсах, мастер-классах, ориентированных на самореализацию и устранение профессиональных дефицитов.
Актуальность данной проблемы подтвердил вебинар ЦОР «ЯКласс» «Повышение профессионального мастерства педагога», собравший более 2 тысяч участников. В рамках вебинара директор ИНО МГПУ Марина Шалашова рассказала о роли профессиональной диагностики при выстраивании траектории саморазвития педагога и исследованиях, проводимых МГПУ в данной области.
Сделать повышение квалификации более эффективным сегодня — одна из ключевых задач в рамках проекта «Учитель будущего». МГПУ уже не первый год внедряет подход к проектированию образовательной программы ДПО на основе диагностики с целью выявления профессиональных дефицитов и построения самим педагогом индивидуального маршрута для своего профессионального развития.
Предлагаемая модель диагностики разработана и апробирована специалистами Московского городского педагогического университета. Она позволяет определять уровень владения учителем предметными, методическими и психолого-педагогическими компетенциями.
ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИКИ
Результирующее оценивание не может быть объективным и обоснованным без формирующего подхода. Таким образом, оценивание является системным процессом образования, а не отдельным сегментом деятельности, переходит в способ информирования, рефлексии и саморазвития.
Проведение в тестовом формате исследование уровня владения теми или иными компетенциями позволяет выявлять элементы, вызывающие наибольшие затруднения у учителя (дефициты). На этой основе в дальнейшем учитель получает набор рекомендаций, позволяющих определиться с фокусными акцентами в будущей программе повышения квалификации.
В 2019 году МГПУ была проведена разработка диагностических материалов в ходе федерального проекта «Учитель будущего», тогда в апробации диагностики приняло более 1800 человек из 11 пилотных регионов.
Сегодня каждый педагог может оценить свои профессиональные компетенции, воспользовавшись диагностическими материалами, размещенными в открытом доступе.