30 сентября 2020 года стартовала IV серия семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». Первое в этом учебном году обсуждение прошло в онлайн-формате и было посвящено анализу итогов конференции «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации».
Заседание началось с сообщений руководителей семинара. Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Борис Эльконин выделил 4 группы тем, затронутых на конференции, и подробно прокомментировал каждую из них:
- распространение развивающего обучения;
- обучение учителей развивающего обучения;
- устройство образовательного института;
- исследовательские модели в развивающем обучении.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ, отметил, что его ожидания относительно содержания конференции были связаны с тематикой развития учебной деятельности, в том числе с использованием технологий развивающего обучения в разных учебных предметах, подходах и школах. Однако неожиданностью стало то, что на мероприятии было представлено множество докладов о средовом подходе.
О необходимости дальнейшего развития теории учебной деятельности упомянул профессор Николай Нечаев. «Важно выходить за пределы начальной и подростковой школы и рассматривать вопросы пробного действия и моделирования в более широком контексте», — заключил он.
Евгений Исаев, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, рассказал о работе секции «Педагогические кадры для развивающего обучения», на которой были озучены проблемы подготовки педагогов в условиях цифровизации, расширения образовательной среды, появления сетевой личности.
Свое отношение к проблемам подготовки педагогических кадров метафорично выразил заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский: «Мы учим архитектора, не замечая того, что меняется гравитационное поле, а гравитационное поле поменялось кардинально».
Елена Чудинова, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, отметила трудность моделирования в дистанте, которую важно учитывать при подготовке учителей развивающего обучения.
В продолжение ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной Галина Цукерман предложила привлечь к решению этой задачи самих студентов и рассказала, как можно организовать такую работу.
Посмотреть видеозапись семинара можно здесь.