В Институте культуры и искусств МГПУ в ноябре стартовал проект «ВыпускнИКИ». Мы берем интервью у бывших студентов Института, в которых они рассказывают о своем студенческом прошлом, о конкурентоспособности профессии, которую они получили, о том, какие требования предъявляет сейчас работодатель и о своей профессиональной и творческой судьбе.
Александра Филатова — учитель и педагог-организатор в московской школе № 1269. Она — выпускница МГПУ 2012 года (сначала специалитета, а затем магистратуры по направлению «Художественное образование»). В школе она преподает изобразительное искусство, черчение и технологию.
Александра рассказывает о выборе профессии:
— Класса с 9-го я начала ездить на Дни открытых дверей в разные институты, а, так как я рисовала сколько себя помню, направление было выбрано именно художественное. Помню, предложение родителей о пединституте мне сначала совсем не понравилось, хотя у меня папа учитель и школу я любила. В 10 классе почти весь год ездила на курсы в «Ленинский Пед» (в художественной школе до рисунка гипсовой головы, который нужно сдавать на вступительном экзамене, мы не дошли, приходилось наверстывать), а вот поступать пошла в Московский городской. Волновалась при поступлении очень…
Об атмосфере:
— Невероятно благодарна Университету за незабываемую атмосферу студенчества, за Истру (у студентов факультета ИЗО там проходила практика по пленэру — прим.), за настоящих друзей и преподавателей, умеющих вдохнуть в тебя не только искру творчества, но и веру в свои силы.
Образцовой студенткой я была лишь на первом курсе, потом пошла работать и появились пропуски, но сдавала все вовремя и хвостов не имела. До сих пор не представляю, как могла бы учиться где-то с большим количеством лекционных занятий… У нас большая часть времени была занята практикой рисования, живописи и декоративно-прикладного искусства. Всегда любила живопись, не всегда она мне давалась, но как только начали писать маслом — воодушевления прибавилось.
О преподавателях:
— Любимые преподаватели были, конечно, хотя выделять кого-то, думаю, просто нечестно. Огромный вклад в мое живописное образование сделал Виктор Германович Лавров, который был моим дипломным руководителем в специалитете и магистратуре. Он очень многому меня научил в живописи! К сожалению, он уже не работает в нашем Институте. У Рустама Исмаиловича — незаурядный педагогический талант, без него мой уровень рисунка был бы намного ниже (Яушев Рустам Исмаилович, 1937 — 2017 гг., заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАХ). Ну и любовь к истории искусств мне привили два преподавателя — Дарья Станиславовна Матюнина и Никитин Сергей Александрович. Мифологию и библейские сюжеты помню до сих пор, а в «угадайку» художников и сюжетов люблю играть уже со своими учениками в школе. Приятно, что, окончив учебу, я все равно могу учиться у этих людей на их публичных лекциях и культпрогулках (Сергей Никитин — «отец» Москультпрога и Велоночей).
О компетенциях:
— Об уровне знаний говорить сложно, до идеала мне далековато, в первую очередь, из-за природной лени. Приятно, садясь за этюды, с удивлением обнаруживать, что из-под кисти порой выходят неплохие вещи. Если говорить о педагогической составляющей учебы в МГПУ, то теория, как всегда, довольно далека от практики. Да, мы много курсов изучали и педагогику, и психологию, но, придя в школу, я многое открывала для себя сама, спасибо Институту, что научил меня не бояться искать выходы и находить ответы.
Думаю, в учебную программу стоит добавить больше практики в школе, у нас она была только на двух последних курсах. И курс по юридической составляющей работы с детьми и родителями совершенно необходим современному педагогу! (Закон об Образовании, конвенция по правам ребёнка и семейный кодекс РФ).
О будущем:
— В современном мире, в любой сфере деятельности, нельзя останавливаться, а в образовании тем более, и принципы конвергентности в образовании только подтверждают это. Школа меняется, подход к образованию тоже, сейчас нужно уметь меняться вместе с веяниями времени и всегда находиться на острие. Я бы хотела, чтобы в нашем Институте были программы постдипломного обучения, стажировки, творческие мастерские, я и мои однокурсники — мы все мечтаем иметь возможность приходить на этюды и наброски в родной Университет по выходным! Лично я хочу развиваться еще и в области фото и видео, потому что сейчас у всех на устах Московская Электронная школа (совсем скоро проект станет всероссийским), а для создания уроков там нужны знания по видеомонтажу, которыми я пока не обладаю.
Будущим студентам я пожелаю того же, чего и себе — не бояться и не лениться. Высокие цели — высокие достижения!