Top.Mail.Ru

Участник симпозиума Патрик Шевлин дал интервью МГПУ

Предлагаем поближе познакомиться с одним из спикеров Третьего ежегодного международного симпозиума «Образование и город: образование и качество жизни в городе»! Доктор Патрик Шевлин — президент Ассоциации научного образования (Северная Ирландия) и научный сотрудник Дублинского городского университета.

В интервью Патрик Шевлин рассказал об особенностях своей работы, специфике оценки школ в Ирландии, а также поделился своим мнением о прошедшем симпозиуме.

Чем занимается Центр оценки, качества и инспекции при Дублинском городском университете (Centre for Evaluation, Quality & Inspection, Dublin City University), в котором Вы работаете?

Не так давно наш центр опубликовал сборник трудов, посвященный улучшению деятельности школ посредством реализации ими самостоятельной оценки (Compendium of School Evaluation Case Studies in Northern Ireland). Это предполагает разработку и внедрение в школы инновационных методов оценки с учетом фактических данных, подтверждающих результаты деятельности в ключевых сферах: руководство, оценка, здоровье и благополучие. Сеть школ, с которыми мы сотрудничаем, включает 80 учреждений, и к нам присоединяются все новые образовательные организации. Наша цель — привлечь к сотрудничеству 15% всех школ Северной Ирландии. При этом школы рады к нам присоединиться, поскольку видят в этом пользу для себя.

Наше понимание оценки школ основано на улучшении их деятельности, при этом не всегда имеется в виду совершенствование показателей. Это может быть изменение в области ценностей и установок, например, развитие гражданской сознательности. Следует отметить, что мы не занимаемся обучением, то есть не учим тому, как быть хорошим гражданином. Улучшение в чем-либо — это результат оценки. Когда процедура оценки заканчивается, мы задаем руководству школы вопросы: стали ли ваши ученики и сотрудники более сознательными гражданами? Видите ли вы улучшение по результатам работы, которую провели в качестве подготовки к оценке? Также я хочу отметить, что мы не используем понятие «оценка школ», мы всегда говорим «оценка школ, направленная на улучшение».

Расскажите подробнее о подходе Hearts & Minds, который вы используете в работе.

Так мы называем метод самостоятельной оценки, которому обучаем учителей и руководителей школ. Как правило, оценку деятельности школы проводит сотрудник администрации. Это называется инспекция. Но наш подход отличается от традиционных методов инспектирования. Hearts & Minds предполагает проведение самостоятельной оценки с минимальным количеством бюрократии. Мы не хотим нагружать учителей бумажной работой. Мы хотим, чтобы они посвящали время своей основной деятельности. При этом объектом оценки в нашем подходе является не качество преподавания, а качество того, как и чему дети учатся. Мы также учитываем фактические данные об обучении детей, их прогрессе. Мы анализируем эту информацию и определяем области для улучшения. Мы не навязываем учителям те или иные методики преподавания, они свободны в выборе при условии, что дети хорошо учатся.

Однако важно отметить, что самостоятельная оценка — это достаточно строгий процесс. Тщательность оценки обеспечивает сочетание подхода Hearts & Minds и использования фактических данных, которые включают 4 источника информации. Первый — это школьные учебники. Второй — собственно учебный процесс. Мы также анализируем цифры — результаты тестов и экзаменов. И, наконец, последний компонент — «голос», который включает данные различных опросов и исследований. Сюда входит мнение детей, родителей, учителей, совета попечителей и администрации, поэтому четвертым источником информации становится вся обратная связь, которую мы получаем.

На основе совокупных данных мы определяем зоны улучшения и совместно разрабатываем план дальнейшего развития школ. Сеть школ, которую мы курируем, включает 80 учреждений, и каждое вносит свой вклад в плане идей и методик для повышения качества деятельности. Сетевое сотрудничество школ, имеющих общую цель, позволяет разрабатывать оригинальные подходы и решения. В этом и заключается его главная ценность. Хочу добавить, что наш подход позволил объединить внутреннюю и внешнюю оценку, благодаря чему школы больше не боятся проверок.

Формат нашего взаимодействия также отличается от общепринятого. Учитель может сказать мне как инспектору: «Знаете, доктор Шевлин, возможно результаты не идеальные, но посмотрите на факты. Вот какого прогресса мы достигли».

Мы также активно используем метод коллегиального доверительного взаимодействия (trusted colleague networking). Поясню: предположим, я ваш коллега, и мы участвуем в коллегиальном доверительном взаимодействии. Я прихожу на ваш урок и наблюдаю занятие в течение 15 минут. После этого я даю вам обратную связь о том, каково, по моему мнению, качество усвоения детьми знаний. Замечу, я оцениваю не качество вашего преподавания, а только то, как дети учатся. Это имеет очень сильный положительный эффект, поскольку учителя более открыты к обратной связи такого типа.

Этот подход показывает высокую эффективность. Большинство из 30 школ, которые приняли участие в инспекциях по этой методике, согласились внедрить ее в свою деятельность. Более подробная информация об этом представлена в сборнике трудов, о котором я говорил в начале нашей беседы.

Немало докладов, прозвучавших на симпозиуме, были посвящены анализу изменений в образовательной системе в период пандемии. Ваш доклад также был посвящен этой теме. Как Вы считаете, повлияют ли эти изменения на офлайн-обучение, к которому так скоро вернется весь мир? Или останется просто прожитым опытом? Почему?

Что касается образовательного процесса в период пандемии, разумеется, он изменится в связи с социальной дистанцией. При этом я полагаю, что качественное преподавание поможет преодолеть связанные с этим трудности.

Говоря о будущем, я думаю, в школах будет больше элементов онлайн-обучения, поскольку теперь они умеют использовать дистанционные технологии. Так, в Северной Ирландии, откуда я родом, большинство учителей, которые до этого не работали в дистанционном формате, уже достаточно хорошо адаптировались.

В Ирландии и Северной Ирландии мы называем этот новый тип обучения смешанным (blended learning). Смешанное обучение предполагает более активное использование информационно-коммуникационных технологий и при этом сохранение лучших педагогических практик очного обучения. Нас ждет трансформация многих процессов, что потребует также и развития методик преподавания.

В этом году Вы впервые участвовали в ежегодном международном симпозиуме «Образование и город». Какие впечатления оставило это мероприятие?

По моему мнению, симпозиум был очень хорошо организован. Доклады, которые мне удалось послушать, очень меня заинтересовали. Проблематика была достаточно широкой, на обсуждение были выдвинуты актуальные вопросы, связанные с деятельностью образовательных организаций. Было много оригинального материала, дискуссии были очень содержательными, все слушатели активно участвовали. В целом, у меня сложилось очень приятное впечатление о симпозиуме!

Интервью, перевод: Наталия Агеева
Редактор: Татьяна Сандакова



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса