Какой должна быть дидактика полного дистанционного обучения? Заменит ли цифра традиционное образование? Приведет ли повальная цифровизация образования к социальному расслоению? Эти и многие другие актуальные вопросы осветил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко в своей лекции «Методология цифровой дидактики» в рамках обучения педагогов на программе повышения квалификации «Технологии дистанционного обучения с использованием образовательных ресурсов Московской электронной школы». Программа, стартовавшая 10 августа, была разработана по запросам педагогов.
Свою лекцию Игорь Михайлович начал с проблемы постоянного обновления и изменения
Когда мы обсуждаем конкретные инструменты дистанционных образовательных технологий, нам нужно быть готовыми к тому, что сами эти инструменты будут постоянно обновляться…
Игорь Михайлович обратил внимание на важность общественной рефлексии пережитого периода дистанционного обучения в период повышенной готовности изменения восприятия дистанционного обучения и традиционного образования:
А что есть такого в дистанционном обучении, что собственно не заменяет традиционное образование? И наоборот. А что есть такого в дистанционном обучении, что мы будем использовать даже при реализации всех обычных программ?
Он отметил опасения о социальном расслоении и неравенстве, которые могут, по мнению некоторых государственных и общественных деятелей, возникнуть при полном дистанционном обучении.
Ключевым, по мнению ректора, становится знание и умение работать с технологическими решениями педагогических техник: цифровые инструменты должны решать конкретные педагогические задачи для достижения конкретных образовательных результатов.
Игорь Михайлович уверен, что ключевые аспекты содержания образования должны быть связаны не с запоминанием, а с использованием открытых источников. Для реализации такого подхода необходимо менять структуру содержания обучения, использовать «big ideas» — концептуальные, парадигмальные, ключевые идеи («большие идеи»).
Для дистанционного обучения сейчас есть самые разные возможности. Все технологии, которые мы используем, должны быть сообразны тем педагогическим задачам, которые в данный момент стоят перед нами как педагогами, — заключает ректор Московского городского педагогического университета.