Некоторые магистранты МГПУ мечтают остаться на второй год, ведь так у них появилась бы возможность еще раз послушать любимые курсы. Одна из таких студентов — Юлия Сведенцова, обучающаяся по программе «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)». Юлия отмечает, что «с удовольствием прожила бы это богатство еще раз».
Абитуриентам будет интересно прочитать интервью с магистранткой, чтобы с самого начала обучения обратить внимание на все образовательные возможности программы и не пропустить ничего важного.
Как Вы приняли решение о выборе программы обучения и университета?
Решение поступать в магистратуру МГПУ на программу «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)» я приняла довольно спонтанно, хотя тайное желание учиться у таких профессионалов зрело давно. Отважилась на этот шаг отчасти потому, что чувствовала внутреннюю неудовлетворенность и желание найти возможность для собственного развития: именно ее Игорь Богданович пообещал в своей краткой презентации программы. Отчасти, потому что исследования и публикации преподавателей программы, которые я читала за год до поступления, радовали и дарили надежду на возможность лучшей педагогики. Свою роль в этом решении сыграло и волшебное имя Л.С. Выготского в названии программы.
Как Вы оцениваете уровень преподавания? Что нравится или не нравится в подаче материала?
Я вижу ценность содержания и доверяю форме. За год не припомню ни одного занятия, не породившего размышлений, внутренних споров с преподавателем. За год — ни одной скучной реферативной работы. Помимо прямого содержания каждого из курсов, я благодарна преподавателям за личные открытия:
- Борису Эльконину — за размышления, о чем стоит думать перед входом в комнату с детьми, о мире за поворотом, о преодолении;
- Владимиру Львовскому — за новое понимание смысла основной школы;
- Игорю Шияну — за погружение в чтение и понимание текстов Льва Семеновича Выготского;
- Евгению Крашенинникову — за веру в мышление и апологию ценности мышления;
- Михаилу Кларину — за освоенное умение слушать и слышать;
- Ирине Жулановой и Александру Медведеву — за образец выспрашивания;
- Ольге Шиян — за тренировку различать и аргументировать и за созданную ситуацию развития данных способностей;
- Ларисе Логиновой — за загадку про социокогнитивный конфликт и встречу с богатством современной дошкольной педагогики;
- Анастасии Белолуцкой — за новый взгляд на опыт неудачи;
- Татьяне Ле-ван — за опыт открытой образовательной программы (и это была самая настоящая зона ближайшего развития!);
- Петру Нежнову — за ниточку к пониманию обустройства перехода из детского сада в школу;
- Николаю Вераксе — за новое понимание культуры и нормы и за вопрос о собственном действии.
Жаль, нет способа остаться на второй год и еще раз вдумчиво и осознанно прожить это богатство!
Как обучение в магистратуре сказалось на Вашей профессиональной деятельности?
Три недели назад я подводила для себя итоги учебного года и сейчас понимаю, что была достаточно скупа в своих оценках эффекта от обучения, поскольку пыталась оценивать осознаваемый прирост. Однако после этого за 5 дней у меня родилось 60 страниц материалов по нашей экспериментальной работе! В ходе написания я испытывала восторг от легкости, с которой приходили и мысли, и слова. И мне есть с чем сравнивать — год назад я мучительно их искала. Для меня теперь очевидно, что магистратура наилучшим образом влияет на мышление и речь студента.
Это как иллюстрация к вечной драме педагога: результат его вклада обнаруживается не в цифрах экзамена, а в деятельности ученика, отделенной от обучения временем, пространством и присвоенностью результата обучения — это ведь я писала, я анализировала, я различала и обобщала!
На первом курсе многие мои представления о дошкольном детстве упорядочились. И даже странно теперь думать, как я жила раньше без этого порядка.
Я работаю со взрослыми. И за прошедший год постепенно произошло изменение моего понимания поддержки профессиональной позиции от излишней и чрезмерной опеки до бережной незаметности на грани отчужденности, до партнерской заботы.
Недавно Вы стали спикером круглого стола дошкольных педагогов России и Германии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.
В этой серии семинаров нам рассказывали, как работать с Каталогом компонентов качества с использованием технологии «7 шагов», направленной на повышение качества образования. Для меня было важно видеть общее поле ценностей организации, в которой я работаю, и магистратуры, в которой я учусь. Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу, что мы привнесли в практику нашей организации и Каталог компонентов качества, и технологию «7 шагов».
Столкнулись ли Вы с какими-либо сложностями во время обучения? В чем они заключались?
Самой большой сложностью являешься ты сам. Учеба предоставляет шанс ответить на вызов, попробовать новое. Мучительно переживать недовольство собой, своей работой. Вставать, идти дальше, анализировать упущения. Осознавать при этом, что ошибки совершаешь реальные, но учебная ситуация минимизирует их зло. Поэтому появляются силы двигаться дальше, с азартом преодолевать новые сложности.
Перефразируя Бернарда Сьютса, скажу, что добровольное преодоление необязательных препятствий дарит жизни вкус и радость. А учеба в магистратуре богата возможностями для подобного преодоления.
Что бы Вы хотели сказать напоследок тем, кто будет читать это интервью?
Горячо благодарю преподавателей программы «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)» и сокурсников за прекрасный год моей жизни! Магистратура не оставляла времени на жалость к себе, страдания по поводу каких-то неудач и банальную лень. Сокурсники стали друзьями, людьми, которым веришь и доверяешь, с которыми можешь обсуждать самые странные свои профессиональные идеи. А будущим студентам хочу сказать: приходите!
Беседовала Татьяна Сандакова