Top.Mail.Ru

Три «у» учебной мотивации

«Мотивация сегодня — центральное звено и „золотой ключик“, который ведет по пути познавательной активности и образовательной успешности», — уверен Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании института системных проектов МГПУ. Именно этой теме посвящена его статья «Три „у“ учебной мотивации». О каких же трех «у» идет речь? Об удивлении, усилии и успешности. Но обо всем по порядку.

Зачем вообще нужна учебная мотивация? Прежде всего, чтобы минимизировать ситуации формализма и отчужденности человека от образовательного процесса, исключить деперсонализацию и шаблонность. Мотивирующее обучение лежит в основе успешности и развития потенциала личности в условиях непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Вопросы «зачем это нужно знать и уметь?» и «ради чего мы должны это делать?» должны стать основополагающими в образовании. Именно при таком подходе к организации занятия педагог становится руководителем и режиссером, творцом и наставником, артистом и помощником, конечно, во взаимодействии со своими учениками (а еще лучше — в сотрудничестве).

Как же организовать такое обучение, превратить формальное мероприятие в образовательное событие? На помощь приходит первое «у»: удивление. Познавательную деятельность навязать невозможно, к ней можно лишь привлечь внимание. Для образовательного эффекта чрезвычайно важно вызвать удивление, пробудить интерес. Тогда появится мотивация рассуждать, узнавать что-то новое, высказывать свои соображения, обмениваться мнениями. При этом мотивация не сводится к подбору любопытных фактов и привлечению внимания к теме. В статье автор приводит несколько примеров заданий, способных вовлечь ученика в образовательный процесс.

Теперь поговорим об усилии. Само слово «мотивация» происходит от латинского movere — двигать, толкать. Под ней подразумеваются внутренние и внешние побуждения. Иными словами, усилия, вызывающие активность организма. Образование не должно быть тяжелым и скучным процессом, хотя оно и невозможно без усилий и упорного труда. Только так происходят личностный рост и самореализация. Желание прикладывать усилие возникает благодаря мотивации изменяться и учиться, мотивации каждый день становиться лучше.

И, наконец, успешность. Успешность — это самореализация человека в значимых для него делах и постоянном развитии, а образование дает лучшие возможности для осознанного построения своей жизни. Значки университета, дипломы, звания и регалии не гарантируют успеха в самом главном — быть интересным и иметь авторитет у тех, кого ты учишь или пытаешься учить. Достичь этого поможет лишь высокий уровень мотивации, который можно определить как предиктор успешности любой человеческой деятельности.

В своей статье Андрей Иоффе привел основные способы и направления педагогической деятельности, которые помогут учителю повысить мотивацию обучающихся в познавательной деятельности:

  • рассмотрение ситуации (реальной или выдуманной);
  • зрительный образ, изображение (рисунок, график, фотография, карикатура, символ и т. п.);
  • работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие);
  • рассмотрение текстов художественной литературы (межпредметные связи, определение проблемы, выделение основных мыслей, заголовок и т. п.);
  • проведение игры (подготовленной или спонтанной);
  • обсуждение афоризмов, пословиц, мудрых мыслей;
  • ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма);
  • изучение предметов материальной культуры и быта;
  • нестандартное поведение (провокации, оригинальность);
  • использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов.

При таком мотивационном подходе к обучению появляется возможность самореализации обучающего и обучающихся. Им становится интересно узнавать новое, а взаимодействие основано на уважении достоинства каждого человека, при этом в способностях учащихся не сомневаются, а помогают раскрыться.

Источник: Учительская газета



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса