Top.Mail.Ru

Из физика в педагоги: магистратура МГПУ расширяет возможности

Бывает так, что получив специальность, мы со временем начинаем чувствовать, что нам становится ее «мало»: хочется покорять новые горизонты, развиваться в другом ключе. Для тех, кто открыт всему новому и не боится перемен, существует магистратура МГПУ «Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания».

Мы поговорили с координатором программы Марией Янишевской, судьба которой сложилась очень похожим образом. Будучи физиком по первому образованию, впоследствии она сменила свой профессиональный вектор и ушла в психолого-педагогическую сферу. Мария Алексеевна рассказала, как специалистам технических и естественно-научных специальностей начать работу в образовании.

Мария Алексеевна, расскажите, пожалуйста, где Вы учились и почему выбрали этот путь.

Я окончила физический факультет МГУ. Мне всегда нравилась математика, физика. Когда училась в школе, участвовала в олимпиадах по физике и в 10 (тогда выпускном) классе получила приглашение в вечернюю физическую школу МГУ. После этого вопрос «куда поступать» решился сам собой.

Как в Вашей жизни появился интерес к педагогике? Какие события на это повлияли?

Я не могу сейчас четко сказать, почему приняла такое решение. Причин было много — и объективные, и субъективные, и просто случайные. В школе, которую я окончила, искали учителя физики. Мне позвонили с вопросом, правильно ли они помнят, что я училась на физфаке МГУ. Предложили поработать. Так я и оказалась в школе.

Мне известно, что Вы также защитили кандидатскую диссертацию по психологии. Почему и в какой момент жизни возник интерес к этой научной сфере?

Интерес возник во время работы в школе. Я часто думала о том, что нужно сделать, чтобы ученики понимали предмет. Почему-то оказалось, что интересные рассказы и занимательные опыты не очень эффективны. Да, 5 человек из класса схватывают на лету. А остальные? Что надо делать, чтобы они тоже знали физику? Оказалось, что ответы можно найти в психологии обучения, психологии усвоения знаний.

Легко ли Вам дался переход из одной научной сферы в другую или это все же совершенно полярные направления, требующие определенной подготовки?

Это было не совсем просто, но, если человек умеет учиться, все возможно.

Что для Вас значит фраза «уметь учиться»?

Понимать, где проходит граница твоего собственного знания/незнания, и уметь присваивать новое знание, встраивать его в свою картину мира.

Сложнее всего было перестроиться на существование множества определений и интерпретаций практически всех понятий, ведь в физике всё довольно определённо и точно. В психолого-педагогической сфере — иначе.

Как Вы думаете, почему вообще люди так кардинально меняют сферу деятельности? Чем педагогика и психология могут привлечь недавних физиков?

Мне кажется, это не кардинальная смена деятельности. Скорее, две стороны одной медали. Учёный стремится узнать что-то новое о мире, а педагог — поделиться этими знаниями с другими людьми (школьниками, студентами). А быть педагогом без знания психологии обучения, на мой взгляд, невозможно.

Вы координируете магистерскую программу «Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания». Кому подойдёт такая программа?

Выпускникам технических вузов, желающим получить квалификацию педагога. А также педагогам, желающим освоить и применять современные деятельностные образовательные технологии в физике и естествознании. Мы будем обсуждать, что вообще такое учебная деятельность, и научимся организовывать урок в деятельностном подходе.

Какие преимущества даёт эта программа специалистам с техническим, естественно-научным образованием? Как она может расширить их профессиональные навыки и, возможно, развить личностные качества?

Специалисты с техническим образованием узнают о психологии обучения, теории развивающего обучения и подходах к нему. Узнают, как выстроить урок в деятельностном подходе, как провести пропедевтический (то есть вводный) курс, научатся решать задачи повышенной сложности. Я думаю, эти курсы будут интересны и школьным учителям. Например, строить уроки в деятельностном подходе умеют далеко не все педагоги.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о самом обучении: как в нём соотносятся предметы «технического» и «психолого-педагогического» характера? Другими словами, не будет ли педагогам сложно и непонятно, а технарям скучно?

Предметов «технического» характера у нас практически нет. Все предметы, не относящиеся к «психолого-педагогическим», так или иначе связаны с преподаванием физики или естествознания. При этом мы старались учесть интересы учителей других предметов. Например, параллельно с курсом «Решение и составление задач по физике повышенной сложности», который интересен учителям физики, ведётся курс «Проектирование занятий по предметам естественно-научного цикла в основной и старшей школе». Поэтому человек, который преподаёт в школе, например, биологию, может выбрать его. Не обещаю, что всем поступившим на эту магистерскую программу будет легко. Но скучно, я уверена, никому не будет!

Беседовала Татьяна Сандакова

Получить больше информации о магистерской программе можно в карточке программы.

Также по этой теме



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»