Какие уроки из опыта экстремального режима работы в период пандемии извлекла вся система высшего образования в Российской Федерации? Ответ на этот и другие вопросы можно найти в аналитическом докладе «Уроки „стресс-теста“: вузы в условиях пандемии и после неё», подготовленном по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В докладе представлен анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии (начало марта 2020 г.), действий вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки.
Доклад был подготовлен командами из ведущих вузов, в числе которых ТГУ, МГПУ, НИУ ВШЭ, Московская школа управления «Сколково», СПбГУ, НИТУ «МИСиС», РАНХиГС, БФУ им. И. Канта, ВАВТ Минэкономразвития РФ, СПбПУ, УрФУ, НИУ «ИТМО», ДВФУ. Игорь Реморенко, ректор Московского городского, и Кирилл Баранников, проректор по развитию, стали соавторами текста доклада.
Для анализа того, как система справилась с этим испытанием, в рамках подготовки доклада были проведены социологические опросы преподавателей и студентов (35 411 студентов вузов участвовали в опросе), взяты интервью у руководителей университетов, изучены мнения и настроение университетского сообщества в социальных сетях (проанализировано около 2 700 000 сообщений в соцсетях), рассмотрены прецеденты и успешный опыт университетов по вынужденному изменению базовых процессов, выявлены проблемные зоны.
В докладе анализируются разные сферы: деятельность педагогов, новые технологии и образовательные форматы, трансформация инфраструктуры, работа со студентами.
Ключевой вывод: система высшего образования справилась со стресс-тестом. Оперативная мобилизация и перестройка деятельности вузов, горизонтальные коммуникации и поддержка Министерства науки и высшего образования Российской Федерации стали важными факторами замедления темпов распространения вирусной инфекции в начале пандемии.
При этом очевидной стала необходимость разработки и реализации новой модели образовательного процесса, которая комбинировала бы лучшие практики онлайн-обучения и очной коммуникации. Подобная новая модель требует развития цифровой дидактики, исследований, обновление моделей управления.
Полный текст доклада доступен по ссылке.