18 июня прошла традиционная межрегиональная конференция на базе Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского. В этом году педагогические чтения были посвящены актуальным проблемам развития системы среднего профессионального образования. В конференции приняло участие более 200 человек. С приветственным словом к участникам конференции обратился советник при ректорате ГАОУ ВО МГПУ, кандидат технических наук Игорь Васильевич Шаповалов.
Пленарное заседание было посвящено анализу современных вызовов в системе СПО и поиску эффективных решений построения системы среднего профессионального образования в целом и специфическим возможностям развития среднего педагогического образования в разных организационных и содержательных форматах. Заседание вела Наталья Александровна Воробьева, заместитель директора ИСПО МГПУ. Основными спикерами пленарного заседания стали: Игорь Владимирович Блинов, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС («Трансформация среднего профессионального образования в период перехода к постиндустриальному обществу»); Галина Анатольевна Макеева, директор института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ («Модель университетского колледжа как образовательное и исследовательское пространство для интеграции довузовского и высшего образования»); Александр Сергеевич Калинин, председатель ФУМО по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»; Нерсес Владимирович Нерсесян, кандидат экономических наук, директор ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия» («Современный колледж в условиях дистанционного образования»); Елена Владимировна Ломтева, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС («Функционирование региональных систем СПО в условиях роста социально-экономической неопределенности»); Ирина Станиславовна Киселева, директор ЦООП МО («Организация работы ЦООП МО по трудоустройству»).
Обсуждение актуальных проблем и трендов развития системы СПО в Российской Федерации продолжилось в работе дискуссионных площадок.
В ходе работы дискуссионной площадки «Современные тенденции развития профессионального педагогического образования» (руководитель — Ольга Петровна Чозгиян, заместитель директора ИСПО МГПУ) активное обсуждение об опыте и перспектив взаимодействия образовательных организаций разных уровней приняли участие: Пухова Т.С. (заместитель директора Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 956»); Гурьянычева Н.Ю. (преподаватель ИСПО МГПУ); Смирнова В. К. (преподаватель ИСПО МГПУ); Лагутина Татьяна, Алешина Елена, Чернова Екатерина (студенты ГАОУ ВО МГПУ). Обсуждались вопросы теоретической и практической готовности выпускников колледжа к профессиональной педагогической деятельности; организации профессионального образования будущих учителей начальных классов с точки зрения работодателя, в том числе — технологии организации взаимодействия с работодателями в рамках организации практики как условие повышения профессиональной компетентности будущих педагогов; внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс содержательной подготовки специалистов среднего звена педагогического профиля; профессиональной готовности педагога к формированию компетентности специалистов среднего звена в условиях обновления образовательных практик.
Дискуссионная площадка «Взаимосвязь профессионального и основного общего образования на разных стадиях профессионального образования» (руководитель — Ирина Владимировна Сысоева, заместитель директора ИСПО МГПУ) была посвящена обсуждению проблем профильного обучения в старшей школе как основы создания модели профессионального самоопределения подростка; создания условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций в рамках проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе»; особенностях становления умения учиться в старших классах на материале различных школьных предметов; преемственности основного общего предпрофильного и основного общего профильного образования, а также среднего общего и профессионального образования. В работе этой дискуссионной площадки приняли участие Ховрина Г. Б., кандидат психологических наук, доцент, завуч Предуниверсария ИСПО МГПУ; Кузнецов В. А., директор Предуниверсария ИСПО МГПУ; Конобеева Т. А., кандидат педагогических наук, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс»; Кравцов Л. Г., кандидат психологических наук, заведующий Лабораторией культурно-исторических моделей образования ИСПО МГПУ; Годлевская Е. А., преподаватель Предуниверсария ИСПО МГПУ; Башарова Е. Г., завуч Предуниверсария ИСПО МГПУ.
Третья дискуссионная площадка «Современное состояние, векторы развития профессионального обучения и дополнительного образования в структуре Московского городского педагогического университета» (руководитель — Зоя Валерьевна Паршикова заместитель директора ИСПО МГПУ) собрала профессионалов, заинтересованных в обсуждении перспектив и траекторий обновления содержания дополнительного профессионального образования студентов среднего профессионального образования. В обсуждении приняли участие Н.П. Моторо, заместитель директора ИНО МГПУ; Д.С. Комарова, заведующая лабораторией (мастерской) профориентации и технологий развития успешности центра проектного творчества «Старт-ПРО» ИНО МГПУ; А.В. Чижевская, преподаватель ИСПО МГПУ; Харламова С. Г., кандидат психологических наук, заместитель директора ИСПО МГПУ; Н.А. Косарева, преподаватель ИСПО МГПУ.
В завершение работы конференции состоялся круглый стол: «Перспективные направления развития профессионального образования на современном этапе подготовки специалистов», работой которого руководила Галина Анатольевна Макеева, директор института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ.
По единодушному мнению участников конференции, состоявшийся диалог реально будет способствовать выработке единых подходов к развитию среднего профессионального образования, и что особенно актуально — к подготовке педагогических кадров среднего звена в условиях интеграции общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования.