8 июня 2020 года состоялась лекция «Величие и блеск Пекина. 600 лет Северной столице и Запретному городу» в рамках образовательного проекта «Синология Online 2.0». В ней приняли участие студенты кафедры китайского языка ИИЯ МГПУ Елена Борисова, Анна Новаковская, Анна Гульдеева и Ксения Прошина. Докладчиком выступила Мария Львовна Меньшикова — старший научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа, хранитель коллекций китайского прикладного искусства.
Лектор рассказала об истории жизни Чжу Юаньчжана, который в составе ополчения изгнал монголов на север, а затем основал столицу в Нанкине. В 1368 году он основал династию Мин. Для доказательства легитимности своей власти он отстраивает древнюю столицу Сиань, а также реставрирует Великую Китайскую Стену.
Внук Чжу Юаньчжана устраивает государственный переворот и объявляет себя императором Юнлэ. Во время его правления происходят грандиозные преобразования внутри страны. Для доказательства законности своей власти, когда умирает его мать, он по-конфуциански решает построить памятник в ее честь, а именно «Фарфоровую башню» около 60 м высотой. К сожалению, до наших дней это грандиозное сооружение не сохранилось.
Эксперт отметила важные черты архитектуры и градостроительства северной столицы Китая:
- Пекин был построен по модели Сианя
- В ориентации города линии должны пересекаться под прямым углом
- Вход в запретный город осуществлялся через площадь Тяньаньмэнь
- Протяженность стен составляла 3400 метров
- На территорию города не могли попасть посторонние люди
- Вокруг запретного города в целях безопасности был выкопан ров. Земля, которую выкопали для рва, послужила для создания золотого холма, который можно увидеть, выходя из северных ворот города
- Все крыши дворцов жёлтые: это цвет земли и цвет императора
- Цветовой символике было уделено большое внимание: 5 основных цветов, в соответствии с 5 сторонами света, использовались в отделки крыш и самих дворцов.
- Чтобы злые духи, которые перемещаются только по прямой, не могли проникнуть во дворы запретного города, были построены специальные извилистые коридоры
- Также фигурки зверей размещали на крышах, чтобы они охраняли здание от злых духов