Top.Mail.Ru

Ольга Шиян рассказала об опыте участия в онлайн-конференции

С 1 по 4 июня 2020 года Рыбаков Фонд проводит I Международную онлайн-конференцию «Университет детства: крутые практики», объединившую исследователей и будущих педагогов дошкольного образования из разных уголков мира. На протяжении 4 дней спикеры конференции обсуждают и делятся проверенными временем подходами, программами и технологиями, позитивно влияющими на развитие детей.

Активное участие в мероприятии принимает лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ. Впечатлениями от первого дня конференции на личной странице в Facebook поделилась Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории:

«Пообсуждали сегодня фильм по эксперименту Левина по стилям взаимодействия. Сам знаменитый эксперимент проводился в 1939-м с тремя группами подростков, и там было столько тонких экспериментальных наворотов, что до сих пор в социальной психологии мало какие эксперименты могут встать рядом (обнаружила, что даже в Википедии он описан, правда, без подробностей).

Сегодня венгерский фильм, где тот же эксперимент проводился с дошкольниками, обсуждали в небольшой компании из 6000 заочных участников, и очень интересными оказались и результаты голосования, и реплики в чате. Прокомментирую кое-что.

«Авторитарный стиль» в детском саду это не обязательно грозный голос и рукоприкладство. Это «всего лишь» требование следовать образцу и забыть о собственном замысле. И жесткие оценочные суждения могут быть сказаны очень даже мягким голосом. Особенно выразительно об этом говорили Евгений Крашенинников и Анастасия Кислицина.

На вопрос «Какой из стилей взаимодействия встречается в наших дошкольных группах чаще всего?» ответы распределились так: 48% демократический, 45% авторитарный, 6% попустительский. Учитывая, что такие опросы всегда несколько приукрашивают ситуацию, вывод можно сделать такой: часто мы наблюдаем, что в детском саду ребенок живет в ситуации, где он не может принимать никаких решений, где от него ничего не зависит. И больше всего опасностей таит вывод, который не раз встретился в обсуждении в чате: «раз есть три типа взаимодействия, значит, надо держать баланс и все применять понемножку, каждый стиль нужен в какой-то определенной ситуации».

Скажем отчетливо: это не так. Авторитарное взаимодействие, когда человеку говорят «закрой рот и делай то, что тебе сказали», целесообразно только в одной ситуации угрозы для жизни (пожар, потоп и пр.), когда действовать надо в считанные секунды. А во всех остальных ситуациях авторитарный стиль = насилие, и надо называть вещи своими именами.

Второй опрос также оказался крайне интересным. Мы спросили, от чего зависит стиль общения взрослого с детьми: от личных особенностей педагога, его подготовки в вузе/колледже или от норм организации детского сада? Так вот, 72% участников сказали, что от личных качеств! То есть это что значит: что педагогическое образование импотентно, да и повышение квалификации не лучше: что ближе твоей натуре, то и будешь делать с детьми.

Я уверена, что это не так. Что удивительным образом меняются люди, если меняются нормы организации. Что авторитарный стиль управления рождает и авторитарный стиль общения с детьми, но это уже тема следующих обсуждений.
А вообще обсуждение фильма
отличный профессиональный опыт, надо практиковать!".

Предлагаем посмотреть видеозапись дискуссии, а также других событий конференции.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»