С 1 по 4 июня 2020 года Рыбаков Фонд проводит I Международную онлайн-конференцию «Университет детства: крутые практики», объединившую исследователей и будущих педагогов дошкольного образования из разных уголков мира. На протяжении 4 дней спикеры конференции обсуждают и делятся проверенными временем подходами, программами и технологиями, позитивно влияющими на развитие детей.
Активное участие в мероприятии принимает лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ. Впечатлениями от первого дня конференции на личной странице в Facebook поделилась Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории:
«Пообсуждали сегодня фильм по эксперименту Левина по стилям взаимодействия. Сам знаменитый эксперимент проводился в 1939-м с тремя группами подростков, и там было столько тонких экспериментальных наворотов, что до сих пор в социальной психологии мало какие эксперименты могут встать рядом (обнаружила, что даже в Википедии он описан, правда, без подробностей).
Сегодня венгерский фильм, где тот же эксперимент проводился с дошкольниками, обсуждали в небольшой компании из 6000 заочных участников, и очень интересными оказались и результаты голосования, и реплики в чате. Прокомментирую кое-что.
«Авторитарный стиль» в детском саду — это не обязательно грозный голос и рукоприкладство. Это «всего лишь» требование следовать образцу и забыть о собственном замысле. И жесткие оценочные суждения могут быть сказаны очень даже мягким голосом. Особенно выразительно об этом говорили Евгений Крашенинников и Анастасия Кислицина.
На вопрос «Какой из стилей взаимодействия встречается в наших дошкольных группах чаще всего?» ответы распределились так: 48% — демократический, 45% — авторитарный, 6% — попустительский. Учитывая, что такие опросы всегда несколько приукрашивают ситуацию, вывод можно сделать такой: часто мы наблюдаем, что в детском саду ребенок живет в ситуации, где он не может принимать никаких решений, где от него ничего не зависит. И больше всего опасностей таит вывод, который не раз встретился в обсуждении в чате: «раз есть три типа взаимодействия, значит, надо держать баланс и все применять понемножку, каждый стиль нужен в какой-то определенной ситуации».
Скажем отчетливо: это не так. Авторитарное взаимодействие, когда человеку говорят «закрой рот и делай то, что тебе сказали», целесообразно только в одной ситуации — угрозы для жизни (пожар, потоп и пр.), когда действовать надо в считанные секунды. А во всех остальных ситуациях авторитарный стиль = насилие, и надо называть вещи своими именами.
Второй опрос также оказался крайне интересным. Мы спросили, от чего зависит стиль общения взрослого с детьми: от личных особенностей педагога, его подготовки в вузе/колледже или от норм организации детского сада? Так вот, 72% участников сказали, что от личных качеств! То есть это что значит: что педагогическое образование импотентно, да и повышение квалификации не лучше: что ближе твоей натуре, то и будешь делать с детьми.
Я уверена, что это не так. Что удивительным образом меняются люди, если меняются нормы организации. Что авторитарный стиль управления рождает и авторитарный стиль общения с детьми, но это уже тема следующих обсуждений.
А вообще обсуждение фильма — отличный профессиональный опыт, надо практиковать!".
Предлагаем посмотреть видеозапись дискуссии, а также других событий конференции.