Навряд ли многие слышали о ТРИЗ-педагогике. Однако это научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в середине XX века и на сегодняшний день стремительно набирает обороты во всем мире.
Разобраться с тем, что такое ТРИЗ-педагогика и где это понятие применяется, помог Талгат Мыктыбаев, к.т.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, преподаватель программы «Педагогической образование: обществознание и экономика». Он поделился полезными рекомендациями использования в жизни ТРИЗ-педагогики, опираясь на свой многолетний опыт обучения студентов и действующих специалистов-практиков.
Сама ТРИЗ — это представленная в виде системы теория решения изобретательских задач. Генрих Альтшуллер, советский инженер, ученый и писатель-фантаст, с 1946 года изучал приемы, используемые изобретателями, все они легли в основу ТРИЗ. Ученый сделал вывод, что эффективное решение достигается при помощи имеющихся ресурсов, когда в процессе решения задачи убирается все лишнее. Система ТРИЗ стала активно развиваться, появились новые алгоритмы, и в 80-е года ее стали использовать при преподавании в школах. Так сформировалось новое направление — ТРИЗ-педагогика.
Цель ТРИЗ-педагогики — развитие фантазии и гибкого мышления, воспитание творческой личности, готовой к решению сложных задач эффективными способами. Идея состоит в том, что творчеству можно научить так же, как и другим видам деятельности. Ведь творчество — это создание чего-то нового. Если знать закономерности, по которым оно появляется, и применять их, то можно это новое изобрести.
Для решения ТРИЗ-задач используются различные методы, среди них:
- метод мозгового штурма
- синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях)
- морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения)
- метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами)
- метод Робинзона (нахождение применения, казалось бы, совсем ненужному предмету) и другие
На сегодняшний день важным направлением ТРИЗ-педагогики является подготовка будущих педагогов. Необходимо находить нестандартные креативные подходы к изменению содержания образования, подаче учебного материала, формировать новые профессиональные компетенции на основе этой системы.
Специалисты по ТРИЗ решают сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-кампаний. ТРИЗ-педагогика, в отличие от традиционной, подстраивается под изменяющийся мир, а потому стремительно становится популярной.
Мы можем этого не замечать, но каждый день перед нами возникают новые ТРИЗ-задачи. Когда мы планируем свой рабочий день или учебу, забываем взять с собой документы, зачетку на экзамен, подготовить заданный доклад, сесть за написание курсовой работы — во всех этих случаях мы пытаемся как можно эффективнее и проще решить эти проблемы. Чтобы найти верное решение, нужно хорошо постараться: проявить себя творчески, продемонстрировать смекалку.
Поиск и изобретение вариантов решения проблемы пробуждают азарт, при этом гордость за найденное решение служит лучшей мотивацией. Одного правильного ответа не существует, а значит, нет никакой необходимости в оценке, нет страха сделать ошибку или высказать неправильное мнение.
Вот несколько примеров ТРИЗ-задач, которые можно найти в повседневной жизни: чем забить гвоздь, если дома нет молотка? Что приготовить на ужин, если забыл зайти в магазин, а скоро должны приехать гости? Как найти нужную информацию, если нет доступа в Интернет? Подобные задачи нам часто приходится решать в различных местах — дома, на улице, на пути в институт или на работу.
Попробуйте проверить себя и решить одну из ТРИЗ-задач. На первой картинке вы увидите условие задачи, чтобы узнать решение, посмотрите вторую картинку.
В современном мире мимо нас ежедневно проносятся потоки новой информации. Методы ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики позволяют лучше в ней ориентироваться, систематизировать и выделять самое главное. Эти навыки очень важны для каждого человека, они всегда будут востребованы и актуальны.