Светлана Филимонова и Евгений Лубышев совместно с коллегами из РЭУ им. Г.В. Плеханова разработали модель активного физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями на основе бильярда, дартс и других видов спорта с низкой интенсивностью.
До сих пор физвоспитание студентов этой категории ограничивалось подготовкой рефератов по физкультуре. Результаты опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры», а подробнее о модели можно прочитать в материале РИА «Новости».
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС 3++) по физической культуре требуют, чтобы каждый выпускник вуза, в том числе и с особыми образовательными потребностями, был способен «поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
Это требование невозможно выполнить без систематических занятий физическими упражнениями, считают эксперты МГПУ и РЭУ. Чтобы решить проблему, они предлагают включить в программу по физическому воспитанию низкоинтенсивные виды спорта, такие как бильярд, дартс, гольф, нетрадиционные оздоровительные виды гимнастики и др.
Исследователи предложили методы вовлечения студентов с ООП в активную двигательную деятельность, разработали арсенал методик диагностики освоения ими новых навыков.
Контрольные упражнения по бильярду — это «прокат в один размер», «накат в центральную и угловую лузу», «финская партия»; в оздоровительных видах гимнастики — «наклон вперед из положения сидя», «устойчивость на одной ноге».
Также могут оцениваться техника выполнения комплекса по низкоинтенсивной аэробике; проведение комплекса производственной гимнастики; участие в специально организованных соревнованиях для студентов с особыми образовательными потребностями.
Специфическая особенность разработанной модели состоит в сочетании общепринятого и нетрадиционного содержания, отметила профессор МГПУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Филимонова. Данная методика уже успешно внедрена в учебный процесс РЭУ.
«Студенты могут заниматься научной деятельностью (проект «Sportscience») как альтернативной формой физического воспитания; бильярдом, оздоровительными видами гимнастики (аэробикой с низкой интенсивности, упражнениями пилатес на фитболе, атлетической гимнастикой, стретчингом
и т. п. ).Они могут участвовать в просветительских семинарах, лабораторных работах по энергетическому балансу, шагометрии и пульсометрии, анализу энергозатрат в повседневной жизнедеятельности, производственной гимнастике и гимнастике для глаз", — рассказала она РИА Новости.
Новый подход может применяться для студентов с разными заболеваниями, считают ученые. Они активно внедряют разработанную модель в учебный процесс всех студентов, относящихся к специальной медицинской группе.